Цвет – это жизнь, и мир без красок представляется нам мертвым. «Цвет – это дитя света, и свет – его мать. Свет, как первый шаг в создании мира, открывает нам через цвет его живую душу…» Именно так пишет о цвете Иоганнес Иттен в своей потрясающей книге «Искусство цвета». И именно этому великому человеку мир обязан самой известной и любимой многими Колористической Теорией Времен года. Я тоже решила новую статью посвятить значению цвета в нашей жизни, а точнее его роли в создании имиджа.
«Только тому, кто любит цвет, открывается его красота и внутренняя сущность. Цветом может пользоваться каждый, но только беззаветно преданному он позволяет постичь свои тайны» (Иоганнес Иттен «Искусство цвета»).
Цвет способен украсить человека, подчеркнуть его индивидуальность, придать образу яркость, взгляду — выразительность. Но может, наоборот, сделать лицо бледным, тусклым, а весь облик бесформенным. Также цвета помимо того, что создают внешний стиль, помогают также выразить себя, свои чувства, обрести баланс и внутреннюю гармонию.
Также читайте о том, какие ретро автомобили особенно популярны у любителей ретро
Теория времен года
«Современный интерес к цвету почти целиком носит визуально-материальный характер и игнорирует смысловые и духовные переживания. Это поверхностная, внешняя игра с метафизическими силами. Цвет, излучаемая им сила, энергия, действуют на нас положительно или отрицательно независимо от того, осознаем мы это или нет» — пишет Иттен.
В 70-х годах, путем многочисленных исследований и многолетних наблюдений, Иоганнес Иттен явил на суд общественности свою знаменитую теорию. Он предложил разделить людей на четыре типа по аналогии со временами года — весна, лето, осень, зима. Каждому из них соответствует определенная цветовая гамма. Но в каждом времени года встречаются все цвета, но со своим характерным оттенком.
Так, Зима и Лето – это холодные тона. Весна и Осень – теплые. Кроме того, Весна и Зима – это яркие, чистые и четкие цвета, а Лето и Осень — сдержанные, неброские, немного размытые. Таким образом, можно примешать к весенним краскам какой-нибудь осенний оттенок. Или зимний цвет внедрить среди летних, и при этом не возникнет кричащего диссонанса. Но если скомбинировать зиму с осенью или весну с летом, появится напряжение, которое вызовет впечатление дисгармонии.
Типы внешности
Весенний тип. Весенний тип с его золотисто-медовым оттенком кожи и волос четко согласуется с основанными на желтом веселыми тонами этого времени года.
Летний тип. Летний тип с несколько голубоватым подтоном кожи и пепельно-светлыми волосами гармонирует с голубоватыми, благородными красками лета.
Осенний тип. Осенний тип, часто веснушчатый и рыжеволосый, своей выразительной пигментацией напоминает о красноватых оттенках осенней листвы и урожая.
Зимний тип. Зимний тип со светлой кожей, темными волосами и лучистыми светлыми или черными глазами являет в своем облике такой же контраст, какой мы находим в зимнем состоянии природы.
Иногда бывает нелегко однозначно определить свой «сезонный» тип. Да и трудно поверить, что все мы, такие разные, непохожие, делимся всего на четыре группы. Действительно, за время существования теории времен года ее много раз корректировали и дополняли. Пожалуй, наиболее существенным дополнением теории является разделение всех типов внешности по колориту, т.е. по степени яркости, насыщенности и контрастности природных красок — цвета волос, глаз и кожи.
Типов колорита тоже четыре: светлый, приглушенный, яркий и контрастный. Зная свой «сезон» и тип колорита, несложно научиться подбирать цвета одежды и грамотно планировать гардероб.
Цвет в одежде
Безусловно, при выборе гаммы первостепенное значение имеют те цвета, которые расположены ближе к лицу. А вот в одежде многое зависит не только от самих цветов, но и от их комбинации.
В костюме, как правило, используют не более трех самостоятельных цветов (пестрые, многоцветные ткани в данном случае не в счет). Один из них является базовым и имеет большую площадь, второй служит дополнением или же более ярким пятном. Если присутствует третий цвет, то он выступает в роли акцента, центра композиции и в процентном соотношении занимает меньшую площадь.
Цветовая пропорция может быть такой: базовый цвет — 60%, дополнительный — 30%, акцентирующий — 10%. Например, серый брючный костюм (70 %), голубая рубашка либо блуза (20%) и бордовый галстук или сумочка плюс туфли (10%). Соединение в ансамбле четырех и более цветов рискованно, поскольку возникает слишком много точек внимания, и образ может «развалиться» на отдельные фрагменты.
Запомните! Не так важно, какую цветовую гамму вы выбрали — теплую или холодную, пастельную или яркую, консервативную либо модную. Главное, чтобы постоянными ее спутниками оставались цвета, подчеркивающие (акцентирующие) ваши природные данные.
Цвет, схожий с вашим цветом волос, будет подходящим для деловой или верхней одежды, для обуви и сумок. Красный или розовый оттенок будет привлекать внимание к коже, он хорош для блузок, шарфов, галстуков. Цвет, повторяющий ваш цвет глаз, может присутствовать как в расцветке одежды, так и в цвете украшений и аксессуаров — это прекрасный акцент и доминанта в костюме.
Психология цвета
Голубой – цвет недоступности. Если женщина хочет быть ближе к мужчине, голубой одевать не следует.
Красный, оранжевый, желтый — цвета, наиболее привлекающие мужчин.
Белый – цвет невинности, чистоты, богатства, роскоши и респектабельности.
Черный – наиболее сложный цвет. Цвет деловой одежды. В сочетании с серебром – цвет богемы.
Серый – нейтральный цвет. В больших количествах может вызвать депрессию.
Коричневый – цвет пессимизма.
Фиолетовый — богемный, цвет художников, сложный, загадочный. Цвет магии, колдовства. Его любят женщины после 40. Вечерний цвет. В сочетании с желтым, золотистым, оранжевым выглядит нарядным, роскошным, престижным. Этот цвет любят натуры романтические, загадочные.
Лиловый — в вечерней одежде выглядит респектабельно. Можно сочетать и с золотом, и с серебром.
Оранжевый — обращает на себя внимание больше, чем красный, воспринимается положительно.
Желтый — теплый, сексуальный.
Зеленый – вызывает ощущение прохлады, свежести. Теплые оттенки имею почти те же свойства, что и желтый.
Розовый – инфантильный цвет. Его любят нежные женщины. В деловой одежде неприемлем.
Бежевый – хорошо воспринимается в любой обстановке. Успокаивает, удобен для любого времени года. В сочетании с белой блузой выглядит строго.
Коралловый, красно-розовый, цвет лососины – нравится взрослым, богатым мужчинам.
Теория времен года стала популярной во всем мире: она проста, удобна и служит хорошей базой для цветового решения костюма. Однако, как любая теория, она требует творческого подхода и осмысления, ведь из любого правила бывают исключения. Как любил повторять сам теоретик цвета: «Самым существенным здесь является «аура» данной личности. Субъективные цветовые предпочтения открывают путь к познанию индивидуальных особенностей мышления, чувств и поведения человека».
Виктория ГАЛЬЯНИК, имидж-дизайнер, стилист имидж-бюро «Bizet»
Обращались ли Вы к психологу?