Одаренные дети. Дети Индиго

 

Как не потеряться в многообразии рекомендаций психологов и развивающих методик раннего развития ребенка? Как вовремя раскрыть в детях творческий потенциал? Как помочь юным талантам адаптироваться в обществе? На эти и другие вопросы любезно согласилась ответить Татьяна Кахиани, психолог Днепропетровского института психологии.


Как Вы относитесь к очень популярным в наше время методикам раннего развития ребенка? Каким методам Вы отдаете предпочтение?

К раннему развитию ребенка родители должны подходить без фанатизма. В данном случае должен действовать принцип «Не навреди».  Методик развития ребенка действительно множество. Это и кубики Зайцева и школа Монтессори. Но я бы посоветовала родителям, прежде всего, развивать детскую  речь  и умение отвечать на открытые вопросы.  Родите
10f8
ли часто задают закрытые вопросы, не оставляя своему чаду выбора. Именно развитие речи помогает преодолевать трудности в общении.

 

— Недавно видела сюжет о девочке, о которой можно сказать «ребенок – вундеркинд». В понедельник она занимается танцами, во вторник — английским языком, в среду — на ипподроме, и так далее. Чем чреваты такие нагрузки?

Я не вижу ничего плохого во всестороннем развитии личности ребенка. Поначалу родители действительно будут стараться охватить все. Необходимо присматриваться и вовремя рассмотреть, к чему потянется ребенок. И только потом расставлять приоритеты – что действительно важно, что больше привлекает, а без чего можно обойтись. И еще очень важно, чтобы от многочисленных студий и кружков не пострадала школьная программа, и ваш ребенок не переутомлялся.

 

Также рекомендуем посмотреть, как происходит онлайн шахматами для двоих игроков — лучшие игры для развития и отдыха 

 

— Дайте свое определение понятию «одаренный ребенок».

— Великий  Альберт Эйнштейн сказал, что гениальность – это результат выбора. Я бы добавила:  правильного выбора дороги в жизни. Одаренный ребенок – это ребенок не похожий на других, сильный волей, с неординарным мышлением. Именно такие люди являются творцами истории.

 

— Талант – это врожденное свойство или  в результате постоянных тренировок можно чему-то научиться и добиться успехов?

— Я придерживаюсь основных принципов гуманистической психологии и считаю, что абсолютно все люди талантливы. Все мы от самого нашего рождения обладаем неограниченными возможностями. Но   очень часто именно родители своими одергиваниями, замечаниями  губят детский талант. Я с удивлением прочитала интервью с Лилией Подкопаевой, когда она рассказывала о сомнениях своей мамы по поводу ее участия в потрясающем проекте «Танцы со звездами – 2». Милые родители, не губите способности своих детей, дайте им  развиваться!

 

— Как Вы относитесь к феномену «детей Индиго» и нужно ли создавать специализированные школы для неординарных детей?

Дети Индиго – это поколение детей 80-90-х. Это неординарные дети, сильные, с креативным мышлением и потенциалом, который  позволит им влиять на те процессы, что происходят в обществе. Специализированные школы для таких детей, безусловно, нужны. Потому что такие дети – очень яркие индивидуалисты и не всегда приживаются в коллективах. Такие школы уже есть в нашем городе. Это Вальдорфская школа и многочисленные сады Монтессори. Многие относятся к гениальным детям настороженно. Но человека всегда пугало неизвестное. Лишь только 1-5 % населения планеты легко принимает все новое, а 60-70% сразу же отметают все новшества. Остальные же просто приспосабливаются к новым условиям, оставаясь конформистами. Говорят, что на смену детям Индиго идут «кристаллические дети», и мы должны помочь им раскрыть свои таланты. 

 

— Как быть детям, которые действительно имеют способности и таланты, но не могут реализоваться из-за нехватки средств у родителей?

— Здесь желание первично. Талант нигде не спрячешь. И примеров этому множество. Михаил Ломоносов – выходец из глубинки, пришел в Москву за рыбным обозом и стал выдающимся ученым, литератором и общественным деятелем, основал знаменитый университет. Юрий Гагарин тоже рос в обычной семье, а стал знаменитым на весь мир космонавтом. Оксана Баюл – наша днепропетровская Золушка, талантливая звездочка фигурного катания – также прошла тернистый путь к успеху. Конечно, в таких случаях кроме наличия таланта нужны и другие качества: работоспособность, целеустремленность, вера в себя.

 

— Как быть с конкуренцией? Это ведь не тайна, что на различных конкурсах для детей идет  жесткий отбор? Как объяснить ребенку: если он или она проиграли, это не значит, что он бездарный и ни к чему не способный?

— Родители должны помнить, что шоу-бизнес – это, прежде всего, бизнес. Там нет друзей. Они должны разобраться, какую цель они преследуют, отдавая своего ребенка в модельное агентство или выпуская на эстраду. Очень часто дети становятся заложниками нереализованных талантов своих родителей. Все мы вышли из советских времен, когда ребенка во время застолья ставили на  стул, и он пел песни и читал стихи. Сейчас картинка изменилась – детей ставят на сцену, не спрашивая, хотят ли они этого. Если все это делается ради показухи и славы – ребенку наносится большая травма, когда по каким-то причинам он или она не выигрывает конкурс или не проходит кастинг. Многие дети в том числе и дети индиго очень боятся не оправдать ожиданий своих родителей. Прислушивайтесь к своим детям и считайтесь с их мнением! 

 

— Посоветуйте родителям, как на ранних стадиях раскрыть творческие способности ребенка и как не дать им погаснуть?

— Прежде всего, необходимо наблюдать за ребенком и смотреть, к чему он стремиться. Купите обыкновенную книгу по поделкам, и ваш ребенок будет творить чудеса из всего, что попадется под руку. Это могут быть яркие пуговицы, скрепки. А может быть ваш ребенок в будущем станет  скульптором, и в этом поможет игра «мукосолька» — изделия из муки, смешанной с солью и водой долго хранятся. А еще есть танцевальные студии, школы актерского мастерства, вокально-инструментальные ансамбли, школы йоги и арабского танца и многое другое!  Дерзайте, ставьте цели, и шаг за шагом двигайтесь к ней!

 

Беседовала Алина СОЛНЫШКИНА.