Жизненный опыт дает нам радость только тогда, когда мы можем передать его другим.
А. Мюссе
Однажды я работала в ресторане официантом. Ох, эта профессия оставила очень много воспоминаний. Наверное, ни одна моя работа не запомнится больше этой. Это не потому, что это моя, скажем, первая серьезная работа, нет. Ресторанный бизнес, какой бы единицей ты там ни являлся, это целое искусство, в котором ты и актер, и торгаш, и 10f8
>аферист, и психолог, и оратор в одном лице. Официантом быть не просто. Те, кому не пришлось окунуться в сферу ресторанного дела, ошибочно считают, что задача официанта – принести еду и забрать грязные тарелки, не более того. Я сама так считала, пока
b50
не пришло время познать в полной мере этот тяжелый, но в то же время очень интересный труд.
Для начала отмечу, что важной обязанностью официанта является его безупречный внешний вид: аккуратная прическа, свежее лицо, искренняя улыбка, чистые ногти, выглаженная униформа без пятен и каких-либо изъянов. У девочек нашего ресторана была очень красивая рабочая форма. Мы выглядели как немецкие девушки в платьях с корсетом и кружевным передником. И только не думайте, что мы смотрелись пошло. Совсем нет! У нас были закрыты плечи и грудь, а юбка едва ли открывала колени. О каблуке не могло быть и речи, наша обувь – маленькие черные балетки. Как же мило они смотрелись на женской ножке, но сколько боли причиняли после шестнадцатичасового рабочего дня!
Качественный и недорогой сервис — ремонт генераторов Пермь!
Официанты в нашем ресторане работали по шестнадцать часов в сутки. Мы приходили на работу за два часа до открытия заведения, чтобы перед приходом клиентов привести в по
2d40
рядок свое рабочее место – зал. Мы вытирали столы, мыли диваны, раскладывали на столах рекламу, в которой ресторан предлагал клиентам то или иное блюдо или скидку, носили посуду, мыли зеркала. Каждое утро административный состав нашего заведения давал распоряжения о том, что делать, какие наши планы на сегодня.
По поводу администраторов скажу, что они работают не меньше официантов, хоть и не носятся с тряпкой по залу. Я знаю, о чем говорю. Какое-то время мне приходилось работать на этой должности. Требований и ответственности у них гораздо больше. Кроме всего, именно администраторы ведут документацию, отчеты, несут ответственность за ошибки официантов. Я уже не говорю о работе директора, который отвечает за все в целом. В общем, трудовой коллектив любого хорошего заведения должен работать слаженно, быть настоящей командой.
Но работа идет не всегда так гладко, как хотелось бы. К сожалению, не каждый работник добросовестно выполняет свои обязанности, и не каждый подставит тебе плечо в сложный момент. Но это только человеческий фактор, как говорится, горбатого могила исправит.
Хотя, если говорить, о добросовестности, то клиент часто вовсе не имеет этой человеческой черты. Нередко, ресторан посещают люди, у которых цель не столько вкусно поесть и выпить бокал хорошего пива, сколько потрепать нервы окружающим, в частности официанту. Вульгарное или фривольное обращение, грубости, раздраженный тон – это еще не самое страшное. Самое гадкое происходит тогда, когда клиент либо не докладывает деньги в папку со счетом, либо не кладет их вовсе. Есть такие личности, которые специально высматривают своего официанта, и когда тот занят у другого столика, просто встают и уходят, якобы рассчитавшись. При этом люди часто даже не подозревают, что посидели не за счет ресторана или хозяина, а за счет простого официанта. Именно так. Если клиент уходит, не расплатившись, то счет оплачивает официант. Помню, был случай, когда у моего приятеля «ушел» стол на тысячу гривен. Сбрасывались всем коллективом, чтобы закрыть счет.
К моему ужасу, некоторые люди таковым своим поступком даже гордятся! Они думают, что это прикольно и забавно «налошить ресторан и посидеть на халяву». Я обращаюсь к тем, кто это делает или когда-либо делал — люди, это низко!
В любом заведении встречаются еще и пьяные мужички, раздраженные дамочки, которые злятся по поводу и без, жадины, которые никак не могут посчитать, кто кому, что должен. Например, компания из десяти человек, которая просит разбить их стол на десять счетов, чтоб каждый оплатил свой бокал пива или коктейль отдельно. Бывают и банкеты на двадцать человек, которые весь вечер проводят в ресторане, а потом просто разворачиваются и уходят, не поблагодарив официанта. Я думаю, каждый слышал о чаевых. Это основной хлеб официанта!
Я работала официантом довольно таки долгое время, и у меня уже целью был не чай. Была другая игра под названием «наберись опыта». Я во что бы то ни стало, пыталась понравиться человеку и выставить ресторан в хорошем свете. Эти навыки очень пригодились мне в дальнейшей жизни. Понятно, что работа официантом – это работа преимущественно для молодежи. Но тот опыт, который ты там получаешь, будет с тобой на протяжении всей жизни. Например, официанту совсем не составит труда заговорить с незнакомым человеком, улыбаться даже в том случае, когда собеседник совсем ему не приятен либо просто в этот день настроения. Он может хорошо чувствовать настроение человека, может понять, что тот хочет, и как это можно ему правильно преподнести. Пройдет некоторое время, прежде чем у официанта появится этот особый азарт к его работе, к его искусству. До этого же в голове будут крутиться лишь только деньги. И это нормально.
Забавно через некоторое время работы в ресторане наблюдать за новенькими, или, так называемыми, стажерами. Им необходимо за короткое время научится основному — всегда улыбаться, правильно разговаривать, контролировать свой голос, мимику, носить по две-три тарелки в одной руке (я этому так и не научилась, у меня слишком маленькие руки), носить разнос с кучей полной посуды, правильно планировать свое рабочее время.
Отмечу, что часто у официантов есть свои собственные фишки, свои козыри. У кого-то — это коронная фразочка или жест, кто-то же обладает особой харизмой или голосом, располагающим к себе.
Со стороны очень интересно понаблюдать, когда в ресторане «кипит» работа. В зале видно все — у кого из официантов много столов, как волнуются стажеры, кто работает только для галочки, кто устал, кто хочет домой. Но видно не всем.
Спустя некоторое время я ушла из ресторана, и не скажу, что буду скучать. Работа официантом была для меня чем-то вроде школы, которую каждому человеку необходимо обязательно пройти. Теперь же пора идти дальше…
Юлия Коринная
Обращались ли Вы к психологу?