«Фантазия — мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе» (К. Юнг).
Песок — натуральный природный материал. Он может легко менять свою форму. Взаимодействие с песком давно применяется как процесс развития ребенка, а также как терапия для детей и взрослых. Что это значит? Почему и дети, и взрослые любят создавать картины из песка?…
Детская песочная терапия
Предлагаем погрузится в Мир интересных фактов о песке. Податливость и пластичность песка возбуждает у нас желание создать из него образы из реального мира. В этот момент человек выступает как творец, свободный художник, работа которого не имеет серьезного значения. А значит творить можно все, что угодно. Одна картинка сменяет другую. И так бесконечно. Это простая магия хранит уникальную Тайну бытия: все приходит и уходит, старое уступает место новому. Многократно проживая эту Тайну, взаимодействуя с песком, мы достигаем состояния равновесия, спокойствия, уверенности.
Основное действие песочной терапии направлено на понимание человеком собственных внутренних процессов как разрушительного, так и созидательного порядка. Это особый способ общения с миром и самим собой, способ снятия внутреннего напряжения. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я. Она помогает восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ.
Среди разных форм креативно-экспрессивной терапии песочная позволяет трансформировать внутренние образы человека в реальные объекты. К тому же песочная композиция создается в защищенном пространстве психотерапевтических отношений. Проигрывание всевозможных ситуаций в песке позволяет осуществлять взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Человек осознает полученный опыт, ищет способы решения проблем.
От других форм арт-терапии песочная терапия отличается простотой манипуляций. Здесь не требуется каких-либо особых умений. Зато работа в песочнице помогает установить доступ к довербальным уровням психики. Это очень важно в занятии с детьми и взрослыми, расстройства которых связаны с травмами из раннего детства. В моменты жизни, когда ребенок еще не мог разговаривать или не мог выразить то, что с ним происходит, зрительный образ являлся первостепенным. Кстати, песочная терапия помогает достичь достаточно быстрой положительной динамики у детей, подростков, особенно когда в терапии параллельно участвуют родители.
Чтобы лучше понять, как работает песочная терапия, приведу пример из практики. Обратилась мама 15-летней Светы, которая поступила в колледж, живет отдельно от родителей несколько месяцев. За пропуски и неуспеваемость Свету собираются отчислять из колледжа. Свете нравится специальность, на которой она учится, но в то же время она пропускает занятия, обманывает родителей, скрывает истинную ситуацию. В разговоре с психологом Света призналась, что боится преподавателя, которая кажется ей очень строгой, принципиальной. Оказалось, что она чем-то похожа на Светину маму…
К предложению построить свой мир на песке Света отнеслась спокойно. Мы пошли в комнату, где находится поднос с песком и коллекция фигур. Она стала складывать фигурки на поднос. Сперва выбирала яркие, красочные фигурки: медвежонка, бабочку, цветок, камни, ракушки, рыбки, затем взяла паука и пчелу. Первыми поставила на песок паука и пчелу: справа и слева. Далее в центре расставила камни, ракушки. «Это озеро», — сказала Света.
Остальные предметы (они были больше и ярче тех, которые она уже поставила) Света разложила быстро в верхнюю часть песочницы. Все манипуляции с песком и фигурками Света делала в задумчивости, не обращая внимания на психолога. Потом постояла, посмотрела немного на свой мир, и произнесла: «Все».
Девочка села перед подносом и стала рассказывать: «Картина называется «Жизнь зверей». На ней есть озеро. Оно глубокое, чистое. По разные стороны от озера живут паук и пчела. Они очень одинокие. Приходя к озеру, они смотрят в него, отдыхают. Иногда паук и пчела видят друг друга. Им хотелось бы встретиться, но они не могут. Пчела боится паука. И они злятся друг на друга…»
«Что бы они могли сказать друг другу?» — спросила я. «Пчела злится на паука, потому что он несправедлив к ней, не ценит ее. «Что бы ответил паук?» — спросила я, понимая, что за этими персонажами стоят личные переживания Светы.
«Я не хочу тебя злить. Я просто так выгляжу. Я хочу, чтобы мы с тобой разговаривали. Мне одиноко без тебя», — продолжала девочка.
«Как бы они говорили дальше?» — поинтересовалась я аккуратно. Светлана глубоко вошла в картинку:
— Я тебя боюсь, я не хочу к тебе приближаться! – сказала пчела.
— Ты меня очень расстраиваешь. Мне жаль, что ты так ко мне относишься – ответил паук.
— Я тебе не верю! Я тебя не понимаю!
— Я просто хочу, чтобы ты пришла ко мне и говорила со мной. Мне очень грустно, что ты игнорируешь меня. Я хочу тебе помочь.
— Нет. Ты будешь издеваться надо мною.
— Я буду учить тебя. Но если ты будешь избегать меня, то я не смогу тебе помочь. У меня опускаются руки.
После диалога пчелы и паука Света замолчала и задумалась. Потом сказала, что она не знала, что паук на самом деле добрый. В конце сеанса Света сказала, что она хочет учиться дальше: «Я скучаю по дому, мне иногда страшно, что одной… Но на самом деле я не сама, обо мне беспокоятся и хотят мне помочь. Мне надо доверять другим».
На сеансе Света столкнулась со своим внутренним миром. Перенесла свои внутренние переживания в диалог паука и пчелы. И нашла ответ на свой вопрос. Когда вышли к маме, Света обняла ее и сказала «Я скучаю по тебе. Мне трудно здесь без вас с папой». Мама ответила: «Я тоже очень скучаю по тебе. Мы с папой тебя очень любим. Мы всегда тебя поддержим, чтобы не случилось…»
Действительно, все мы родом из детства. И чтобы разобраться в том, что с нами происходит, нужно найти средство для выражения своих глубинных мыслей и чувств. Чтобы они стали видимыми и осязаемыми. И в этом нам помогает песочная терапия.
Татьяна СЕМИБРАТОВА, психолог-консультант психологического центра «Инвижл» (Запорожье)
Обращались ли Вы к психологу?