Откуда берутся комплексы?


Нет, наверное, такого человека на свете, который не переживал бы внутри себя различные комплексы. Мы часто предполагаем, что причиной этих человеческих «заноз» являются особенности нашего характера, так сказать, врожденная предрасположенность. Однако мало кто осознает, что истоки рождения комплексов человека родом из его детства и имеют приобретенный характер. А это значит, что существуют определенные причины их возникновения, и, соответственно, методы предупреждения их появления. 

 

Многие комплексы человека – это правильная интерпретация им в жизни неправильных родительских установок или директив. Что такое директива? Это неявно сформулированное словами, скрытое приказание, которое очень часто повторяется и за неисполнение которого ребенок, скорее всего, будет наказан. Скрытым это приказание называется потому, что сами родители не понимают, как реально эти слова воспринимает со временем их ребенок, а поэтому часто понятия не имеют, к каким плачевным последствиям они могут привести.

 

Читайте также, где можно купить свадебные платья в Москве недорого

 

Сам же ребенок на подсознательном уровне чувствует себя хорошим только в том случае, когда четко следует родительским установкам, а поэтому относится к ним очень серьезно. Такое неявное, скрытое родительское «обучение» было впервые описано американскими психологами Робертом и Мэри Гоулдингами. Именно они дали название вполне определенным посланиям — «родительские директивы».

 

Давайте рассмотрим наиболее частые родительские директивы и их скрытые реальные значения: 

  • НЕ ЖИВИ! Звучит устрашающе и кат-то аморально. Ну, какой здравомыслящий родитель пожелает своему любимому ребенку такое! Однако на самом деле многие очень ее используют  в бытовых интерпретациях. Например, «Мне не нужна такая плохая девочка», «Горе ты мое луковое», «Глаза б мои тебя не видели» и т.д. Или же часто встречающаяся более мягкая форма высказывания: «Сколько бед и тревог ты мне принес». Частенько мамы любят повторять своему ребенку: «Из-за тебя я не вышла замуж» («… не получила высшее образование», «… ушла с хорошей работы»).

Что чувствует ребенок? Представьте себе, все эти высказывания детская психика воспринимает, как нежелание родителей видеть его на белом свете. Ребенок ощущает постоянное чувство вины не за какой-то проступок, а за факт своего присутствия в жизни семьи. У него формируется подсознательная установка: «Я – источник преград в жизни родителей». Или такой, весьма плачевный, вариант: «Лучше бы меня вовсе не было».

 

К чему это может привести в дальнейшем? В подростковом возрасте ребенок с такой скрытой родительской установкой часто начинает увлекаться алкоголем, наркотиками, экстремальными видами спорта и т.д. Причина этому — его нежелание заботиться и переживать за свою безопасность и здоровье, так как, по мнению подростка, этого не желают его родные родители.

 

Еще одним возможным вариантом поведения ребенка с такой установкой может быть открытое хулиганство. Иными словам, он сам напрашивается на наказание за какие-то мелкие проступки, чтобы снизить чувство собственной вины не понятно за что. Такому ребенку очень трудно поверить, что кто-то может его полюбить. Поэтому довольно часто у него возникают проблемы в общении с друзьями и с противоположным полом. Также нередко человек с такой родительской установкой не верит в собственные силы и в то, что он что-то значит в этой жизни, его часто одолевают апатические настроения.

  • НЕ БУДЬ РЕБЕНКОМ! Такая установочная директива часто скрыта в следующих родительских высказываниях: «Что ты ведешь себя как ребенок», «Ты уже не маленький», «Тебе давно пора стать взрослым» и др. Часто подобные речевые «всплески» родителей достаются либо единственному ребенку в семье, либо старшему из нескольких.

Что чувствует ребенок? Ребенок с этой родительской установкой интерпретируют детские желания как что-то плохое и даже постыдное, а взрослое поведение — как хорошее и достойное похвалы.

 

К чему это может привести в дальнейшем? Став взрослым, такой ребенок очень трудно находит общий язык с детьми, причем как с чужими, так и со своими собственными. Ему тяжело разделять их интересы, потому что он не воспринимает детство как значимый период жизни, ведь у него самого оно было под запретом. Однако следуем отметить, что такой ребенок в будущем будет неплохим наставником и учителем для своих и чужих детей, так как в действительности ему гораздо проще научить, нежели самому вернуться в детство. Став взрослым, он очень хорошо умеет подавлять свои «детские» желания, а ведь именно они дают почву для творчества в любом возрасте.

  • НЕ ДУМАЙ! Такая родительская установка ознаменована следующими фразами: «Что ты думаешь, просто делай, что тебе говорят», «Не умничай» или «Не стоит думать об этом, забудь».

Что чувствует ребенок? Ребенок в этом случае полностью лишен возможности самостоятельно решать свои проблемы. Ему попросту прививают установку на игнорирование существующих трудностей. Такого ребенка учат думать о чем угодно, только не о насущных проблемах.

 

К чему это может привести в дальнейшем? В этом случае все банально и просто – повзрослевший ребенок с такой установкой не умеет решать свои проб
b50
лемы в одиночку, и, самое главное, НЕ ХОЧЕТ их решать самостоятельно. Он испытывает серьезное недоверие к результатам своей деятельности, ему часто свойственны необдуманные поступки.

  • НЕ ЧУВСТВУЙ! Для этой директивы, на самом деле, существует множество вариаций фраз и высказываний. Например, «Как тебе не стыдно бояться собаку?», «Как ты можешь злиться на свою учительницу? Она ведь старше тебя!» и др. 

Что чувствует ребенок? Тут вернее сказать «что НЕ чувствует ребенок». Такие родительские установки запрещают ему испытывать такие важные эмоции в жизни человека как, например, гнев и страх. Однако только теоретически. Практически же все навыплеснутые наружу недовольства и тревоги либо трансформируются, либо аккумулируются, и обязательно рано или поздно дадут о себе знать.

 

К чему это может привести в дальнейшем?  Трансформация приглушенных эмоций приводит к перенаправлению их на другой объект.  Например, боязнь собаки часто может перерасти в какой-нибудь другой страх, например, высоты. А гнев на учительницу ребенок может перенаправить на кого-нибудь другого, более беззащитного. Что касается аккумулирования своих не пережитых эмоций, то в этом случае имеет место эффект «бомбы замедленного действия». Она взорвется, но вот когда, с уверенностью не скажет никто. И в дальнейшем, например, мелкая ссора с начальником может с легкостью привести к серьезным проблемам внутри семьи.

 

ВЫВОДЫ 

В данной статье описаны лишь некоторые самые популярные, родительские директивы. На самом деле, специалисты по семейной психологии насчитывают их около 12. Теперь подумайте, мы, взрослые, вполне обоснова
3890
но следуем директивам своих родителей (причем им в наследство достались свои установки). Когда придет время, мы нагрузим ими своих детей и станем причиной формирования у них различных комплексов в будущем.

 

Во избежание дальнейшего прогрессирования цепи неправильных директив, взрослые, должны осознать СВОИ внутренние проблемы и постараться как можно быстрее решить их. Это, конечно, не так уж просто и требует кропотливой работы над собой. Комплексы человека отличаются очень высоким уровнем стойкости, и искоренить их сложно. Поэтому очень часто имеет смысл обратиться за помощью к профессиональному психологу. Однако, главное — встать на путь своего «перерождения». Все лучшее – детям. И это «лучшее» — понимание важности работы над собой и ценный навык самосовершенствования.


Удачи вам!


Оксана МЕЛЬНИК