Я ежедневно сталкиваюсь с жалобами родителей на детей. Причиной тому стают непослушание, гиперактивность, плохие оценки в школе, отсутствие взаимопонимания и многое другое. Интересно, что в «большой и взрослой» жизни мамы и папы прекрасно адаптированы в социуме: зарабатывают деньги, двигаются по служебной лестнице, образованы и начитаны. И только наедине со своими «чадами» превращаются в беспомощных и отчаявшихся людей.
Развитие ребенка. Детская психология. Психика ребенка
В таких случаях родители полагаются на детского психотерапевта. Надеются, что тот найдет чудесные способы замены ребенка с неудобным поведением на правильного и послушного. Тем самым, они перекладывают ответственность на педагогов, врачей, бабушек, не задумываясь над своей ролью в этих отношениях. Хотя очень уместно и крайне полезно для достижения гармонии со своими детьми разобраться в собственных ошибках и родительских установках. Для этого предлагаю проследить путь, который делает ребенок в своем развитии.
Удовлетворение жизненных потребностей младенца в чрезвычайной степени зависит от взрослых. В процессе роста малыш учится распознавать их и осознавать, что кроме базовых потребностей у него есть еще много других желаний. Он начинает осознавать себя как личность. По мере развития ребенка у него формируется система убеждений о себе и о своей роли в мире. И эти убеждения будут оказывать на него влияние на протяжении всей последующей жизни.
То, как родители встречают потребности и желания ребенка, как они реагируют на выражение его чувств и эмоций – все это влияет на самооценку ребенка (детская психология). Только после 7-8 лет дети могут принять точку зрения другого человека, не теряя своей собственной. И эту способность они приобретают постепенно.
Иначе говорят, до этого возраста дети верят всему, что слышат о себе, и что чувствуют по отношению к себе — так устроена психика ребенка. Если родители ссорятся, ребенок может думать, что тоже в этом конфликте виноват. Если болен, то он, видимо, плохой. Детям свойственно усиливать больше негативную сторону, чем позитивную.
Также родители любя смотреть телевидение онлайн бесплатно. Здесь есть украинские телеканалы, российские каналы и многие зарубежные тв.
Например, 2-летний ребенок верит, что он неуклюжий, потому что отец накричал на него за разбитую тарелку. Так закрепляются убеждения малыша, совершаются другие неуклюжие, неловкие действия.
Ребенок не способен осознать и сказать: «У моих родителей есть проблемы, которые оказали на меня огромное влияние». Он может лишь почувствовать, что жизнь тревожна, а мир небезопасен.
Тревожные дети имеют искаженное представление о себе, которое мешает установлению хорошего контакта с другими людьми. Глубоко внутри они чувствуют, что в них что-то не так, что они чем-то отличаются от других. Они винят себя и представляют, что они плохие: недостаточно красивые или умные. Хотя внешне это может выглядеть, будто эти дети обвиняют во всем других. Психика ребенка очень уязвима.
Когда ребенок усваивает негативные послания о себе, он начинает переживать потерю себя, своего «Я». Прерывается и зажимается его развитие, напрягаются мышцы, сдерживается выражение чувств, отключается ум. Чувство «Я» ребенка может быть настолько размытым, что ему приходится применять разные формы защитного поведения, чтобы сохранить видимость жизни.
Некоторые дети поэтому стремятся угождать своим родителям как можно чаще, чтобы получить хоть немного принятия и одобрения. Некоторые воруют и обманывают ради возбуждения, заменяя тем самым чувство «Я». Также есть дети, которые целенаправленно избегают говорить правду. А есть такие, кто ругается, впадают в ярость, чтобы почувствовать свою силу и индивидуальность.
Такое поведение ребенка становится для него способом бытия в этом мире – образом жизни, путем развития. И если ему не помочь в этот период, то сложившийся способ поведения может преследовать его в течение всей взрослой жизни. Как же можно помочь ребенку? Что зависит от нас, взрослых?
Прежде всего, мы должны помочь ему в поисках силы, ресурсов, самоподдержки. Мы можем помочь ему осознать ложные послания о нем, которые он считает своими собственными. Помочь понять, как он мог бы справляться с ними в своей жизни. Мы можем постараться принимать ребенка таким, каков он есть. Мы можем продолжать любить его в различных ситуациях. Можем заботиться не только о внешнем виде, но и о внутреннем мире ребенка, быть внимательными к проявлению различной гаммы чувств и не запрещать проявлять «плохие»: страх, гнев, тревогу, детские слезы и т.д.
Мы обязаны вселять в ребенка уверенность в собственных силах. У него тоже должно быть право на ошибку. И мы, взрослые, должны перед ним признавать собственные ошибки, просить прощения. Важно быть искренними и честными, обсуждать с ребенком всевозможные изменения в жизни семьи, изменения в его собственной жизни. Обязательно интересоваться его мнением, поощрять за реальные успехи.
Мы можем научиться слушать и слышать своего ребенка, уважительно относиться ко всем его бедам и радостям. Постоянно способствовать тому, чтобы он мог проговаривать свои желания, потребности, мысли и идеи. Детская психология отличается от взрослых людей.
С самого рождения у детей только два человека являются самыми важными и значимыми — это мать и отец. Именно они «построили корабль и спустили его на воду». Поэтому родители должны брать на себя ответственность за воспитание детей, быть более гибкими в отношениях с детьми. Показывать своим примером, что человек может менять к лучшему. Только тогда возможно гармоничное развитие ребенка — он сможет узнать, кто он и принять свою личность. Только тогда он сможет расти и развиваться, занять достойное место в мире, стать счастливым.
Вера ДОРОШЕНКО, детский невролог 1-й категории, гештальт–терапевт.
Тел.: 093-65-06-391, 067-68-48-981.
Обращались ли Вы к психологу?