Что такое готовность ребенка к школе

При достижении ребенок 6-7 лет, у родителей часто возникают вопросы касательно с его переходом в школу. Все родители хотят, чтобы ребенок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был прилежным учеником. Однако в такой период часто родительские амбиции мешают успеваемости ребенка и его адаптации к школьному процессу.

 

Готовность ребенка к школе

 

В психологии есть критерий, который позволяет адекватно оценить степень подготовленности ребенка к школьной жизни — «школьная зрелость». Имеется в виду определенный уровень психического и физического развития детей, позволяющий принимать участие в школьном обучении.

Многие родители считают, что если научили своего малыша считать и читать, они подготовили ребенка к школе. Конечно, это важные навыки учебного процесса, но не они определяют готовность ребенка к школе. Самое главное – психофизиологическая, интеллектуальная и личностная готовность ребенка.

Что такое психофизиологические качества? К 6-7 годам у ребенка структура, размер и функции мозга приближаются к параметрам взрослого человека (почти 90%). Такое созревание мозга позволяет усваивать сложные отношения с окружающими, находить решения сложных интеллектуальных задач.

 

Также смотрите как делаются надписи на футболки: http://my-photo.net.ua 

 

К началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга и особенно лобные доли. Они отвечают за развитие речи. Благодаря этому резко увеличивается количество обобщающих слов в речи ребенка. К 7 годам проявляется асимметрия левого и правого полушария мозга. В результате деятельность ребенка становится более последовательной, осмысленной,  целенаправленной, логичной.

Развиваются тормозные реакции, которые помогают ребенку управлять своим поведением, эмоциями. Также развивается сила воли. Нервные процессы становятся более уравновешенными. К тому же, костно-мышечный аппарат прибавляет в гибкости, в костях появляется больше хрящевой ткани. Соответственно, развиваются мелкие мышцы руки. Это помогает осваивать навыки письма. При этом важно учитывать, что моторика в 6 лет менее развита, чем у детей на год старше. Поэтому в первых классах долгое время учат разборчиво и красиво писать.

 

В начале школьного периода у ребенка достаточно развита и память, и внимание. Также помогает большой словарный запас (около 14 000 слов). Речь ребенка становится более связной, развернутой, логичной. У ребенка быстро расширяется и кругозор, развивается эмоционально-волевая сфера. Он уже в состоянии усвоить социальные и моральные правила, действующие в школе.

 

Так, к моменту поступления в школу дети могут отличаться друг от друга по своему интеллектуальному, моральному и личностному развитию. Например, дети могут быть готовы к обучению в школе по своему физическому возрасту, но они могут быть не  готовы по своему уровню психологического развития, силы воли, внимания, памяти и т.д. Это в дальнейшем может негативно сказываться на их успехах в школе.

 

Знания родителями сильных и слабых сторон своего ребенка, скрытых от внешнего наблюдения, имеет большое значение для успешности обучения в школе и достижения гармонии ребенком в личной жизни. Эти знания и достоверные сведения о готовности ребенка к школе позволит получить комплексная психодиагностика, предназначенная для оценки уровня психологического развития детей, поступающих в школу. Подобные методики помогают выяснить склонности, задатки и способности детей, с первых шагов обучения ребенка в школе. Так гораздо эффективнее вести с ним целенаправленную работу, связанную с выявлением и коррекцией его способностей, возможностей. Кроме того, психодиагностика помогает родителям выяснить причины отставания ребенка в учебе, проблемы с поведением.

 

Любовь САФЬЯН, специалист образовательного центра «Эдхауз»