Люди нуждаются в сопричастности и отождествлении с себе подобными. И вместе с тем они ощущают потребность в утверждении своей индивидуальности. Всем нам присущи обе эти потребности. Иногда они сталкиваются и вызывают конфликты как внутри нас, так и с другими людьми. Все существование человека вращается вокруг этих потребностей. Именно они оказывают громадное влияние на то, как мы подаем себя окружающим и как с ними взаимодействуем.
В предыдущих номерах мы уже подробно говорили об имидже и его составляющих. Сегодня же мы пойдем еще дальше и узнаем, почему же собственно мы являем тот или иной имидж, от каких психологических особенностей зависит стиль нашей личности?
Итак, презентация имиджа включает три компонента:
• самоимидж;
• «подаваемый» имидж — это то, как, по вашему мнению, мир видит вас (чем ближе это представление к вашему самоимиджу, тем лучше и тем увереннее вы будете себя чувствовать в этом отношении);
• «принимаемый» имидж — то, как другие в действительности видят вас (если он не в ладах с «посылаемым» имиджем, то лишь потому, что вы не уделили достаточно времени и сил на то, чтобы подумать, правильно ли подаете себя).
Излишне самокритичные и не ценящие свою индивидуальность люди очень часто проводят неблагоприятные для себя сравнения. Принижая свои достижения и положительные качества, они постоянно делают выводы не в свою пользу. Но ведь можно высоко оценивать достоинства других людей и при этом не стремиться быть похожими на них. Здесь важно изменить характер своего внутреннего монолога. Например, «Она выглядит гораздо лучше, чем я» необходимо преобразовать в «Она выглядит замечательно, и этот стиль ей очень подходит. Я выгляжу совсем иначе, но мой стиль более удобен для меня».
Сравнение себя с другими людьми в разумных пределах необходимо в качестве критерия оценки своих достижений, но чрезмерная самокритичность и принижение собственных достоинств может иметь пагубные последствия.
Утверждение индивидуальности может произойти за счет:
• внешности;
• осанки и языка тела;
• голоса и речи;
• языка;
• аксессуаров;
• окружения.
Точно так же вы можете настолько самозабвенно начать создавать свой образ, что перестанете обращать внимание на реакции и потребности других людей. Постоянно пытаясь поразить окружающих своим вызывающим и неординарным поведением, вы не всегда будете отдавать себе отчет, что это может раздражать их и даже восприниматься как проявление агрессивности. Людям с достаточным самообладанием здесь не следует прилагать особых усилий. Им никто не угрожает и нет нужды ни с кем бороться. Пусть и другие выразят свою индивидуальность — необходим баланс между тем, что вы берете и даете. Так «Я должен доминировать в этой беседе, чтобы показать свою значимость» можно заменить на «Прежде чем высказаться, я выслушаю других и постараюсь их понять».
Желание увеличить или уменьшить влияние на людей определяет то, как человек одевается. Одним нравится привлекать внимание окружающих, а другие предпочитают скромный вид, который не бросается в глаза. Каково воздействие экстраверсии и интроверсии на ваш имидж?
Упражнение
Кто вы по большей части – интроверт или экстраверт? Не конфликтует ли ваша манера самопрезентации с преобладающей в вас тенденцией? Что вы находите более привлекательным для себя – одиночество или пребывание в компании? Не пытаетесь ли быть экстравертом или интровертом в большей степени, чем вы есть на самом деле?
Дороти Роу в своей прекрасной книге The Succesful Self («Преуспевающее Эго»), посвященной исследованию этих противоположных ориентаций, объясняет, почему интроверты и экстраверты по-разному подходят к любому делу, в том числе и к самопрезентации. По ее мнению, экстравертам требуется сильное стимулирование со стороны окружающих, тогда как интроверты избегают риска «передозировки» стимулирования извне. Экстраверт в своем стремлении стимулировать окружающих часто прибегает к следующим приемам:
• пользуется выразительным, экспансивным языком тела;
• носит яркие цвета, вызывающие одежды, принимает дружелюбный вид, который, по его мнению, должен понравиться окружающим;
• много говорит, стремясь привлечь внимание других людей, или, напротив, боится высказываться из опасения навлечь на себя их неодобрение;
• помногу и возбужденно говорит с целью непрерывного стимулирования других, уделяет им много внимания, интенсивно использует мимику, задает окружающим массу вопросов, чтобы вызвать у них чувство сопричастности;
• рассказывая о событиях, драматизирует их описание;
• заполняет окружающую рабочую среду массой стимулирующих безделушек, придает обстановке «дружелюбный» вид, украшает ее растениями и развешивает портреты членов семьи и друзей.
Интроверт занимается обдумыванием собственных успехов и идей, не забивая голову делами других. Он проявляет это свое намерение следующим образом:
• использует сдержанный язык тела, не ищет стимулирования со стороны других людей и не прибегает к драматизации повествования с помощью языка тела;
• носит одежду, не вызывающую активной реакции, спокойных цветов и простого покроя.
• не видит особой необходимости в разговорах, поскольку потребность в сопричастности с другими не входит в круг приоритетов — если и говорит много, то лишь чтобы выразить свои идеи;
• говорит спокойно, давая себе время на обдумывание; вдаваясь в детали, выражается конкретно, точно и аккуратно, тщательно подбирает слова;
• выражает тщательно продуманные взгляды и мнения, не стремится вызвать реакцию окружающих, интересуется больше идеями, нежели чувствами;
• равнодушен к окружающей обстановке; не смущается беспорядочностью рабочей среды (лишь бы в порядке оставалась их «внутренняя реальность»).
Таким образом, экстраверты в целом испытывают более сильную потребность в принадлежности к окружающему миру, тогда как интроверты больше стремятся отстаивать независимость. Экстраверты часто вполне обходятся без самоанализа и чувствуют себя неуютно, если большую часть времени им приходится проводить в одиночестве. Интроверты иногда всеми силами избегают таких ситуаций как публичные выступления и испытывают неудобство, если им приходится много общаться с другими людьми.
Экстраверты предпочитают необычные наряды, а интроверты — утонченные. Первые отдают предпочтение ярким цветам, а вторые — холодным. Экстраверты любят большое количество украшений и аксессуаров, тогда как стиль интровертов — простой и скромный.
Каждый из нас создает собственный вариант реальности. Чтобы развиваться, приходится принимать это к сведению и понимать, чт
21f0
о реальности окружающих могут сильно отличаться от нашей собственной. Будучи экстравертом, вы можете углубить смысл своей «внутренней жизни», найдя время для спокойной, вдумчивой деятельности в одиночестве. Интроверт может заняться совершенствованием навыков в «знании людей» — сосредоточиться на внешнем мире и стать более сопричастным с другими людьми.
В следующий раз мы поговорим о психологии цвета и цветотипах личности. Успехов!
Виктория ГАЛЬЯНИК, стилист-имидждизайнер
Обращались ли Вы к психологу?