Сегодня, мы поговорим о том, о чем не писал только ленивый – как вести бизнес в трудные времена. Я не считаю себя крутым экспертом в этом деле (вхождении или выходе из кризиса) и не люблю давать советы по этому поводу. Но письма и звонки знакомых, клиентов и просто вопросы ко мне на деловых переговорах – все это заставило меня сесть и постараться, без заумных финансовых терминов, разобраться в этом вопросе и ответить всем разом.
Я не буду анализировать причины возникновения кризиса – об этом у меня есть свое мнение, далекое от того, что говорят с экранов и в газетах. Возьмем за исходящие условия такой факт – в вашей сфере деятельности или в стране в целом наступили тяжелые времена. Просто давайте подумаем спокойно, что мы имеем сейчас и что нам со всем этим делать. Разберем возможные шаги, как для бизнеса, так и для одного человека. Так, будет интереснее…
Шаги в бизнесе, рекомендую очень простые и эффективные (причем не только во время кризиса, но и в «мирное» время).
Шаг 1. Смещайте акценты в продвижении ваших товаров или услуг в сторону PR и малозатратных способов раскрутки, а не традиционной дорогой рекламы. То есть, сокращаете расходы, но увеличивайте свою активность на рынке. Для продвижения бренда и вашей торговой марки больше используйте вирусный маркетинг и системы распространения слухов, а не масштабные и дорогостоящие акции. Так вы сократите бюджет, но увеличите отдачу от вложенных денег.
Пример. Можно дать интервью в газеты и журналы, написать «разгромные» статьи, выступить на публичных мероприятиях в присутствии СМИ, создать необычные штучные товары или услуги, о которых напишут в газетах, в интернете. Простые надписи краской на асфальте, использование рядом с торговой точкой необычных звуков, запахов и динамического освещения работают лучше, чем реклама в газете или щиты у дороги. И таких способов тысячи! Они стоят копейки, а отдача на миллион!
Шаг 2. Начинайте отслеживать эффективность всех ваших действий вовне. Что это значит? Просто, обратившись к клиентам (потенциальным или реальным) любым способом, вы должны отследить, какой эффект это обращение принесло (реклама, PR, статьи, смена дизайна, рассылка писем и т.д…)? Как это сделать? Нужно разные виды обращений разделять разными каналами получения обратной связи (разные контактные телефоны, страницы сайта, разные цены и скидки на один товар, разные подарки и условия обслуживания…). Все это дает возможность отследить работающие способы привлечения клиентов и отсечь неработающие.
Шаг 3. Осуществляйте постпродажи. То есть продавайте тем клиентам, которым Вы уже что-то продали раньше. Придумайте для них новые услуги, товары, условия обслуживания… Это намного дешевле, чем привлекать новых клиентов, а отдачи от них больше. Не бойтесь их беспокоить и напоминать о себе. Расскажите им, как они могут стать ВИП-клиентами или вашими бизнес-партнерами. Расскажите, что они для этого должны сделать и поинтересуйтесь, чем вы ИМ можете помочь. Может быть, у вас есть что-то, что для вас ничего не стоит, а для них имеет огромную ценность. Спрашивайте!
Шаг 4. Создавайте новое. Расширяйте перечень предлагаемого вами на рынке за счет создания новых услуг прилагаемым к вашим стандартным товарам или услугам. А как узнать, что нужно клиентам? Как раз за счет тех знаний и той обратной связи, которую вы получите от клиента, занимаясь отслеживанием и стимулированием обратной связи. Причем стимулируйте ЛЮБУЮ обратную связь! Даже отрицательную. Жалующийся клиент – очень ценный клиент! Он жалуется потому, что он хочет продолжить отношения с вашим бизнесом и хочет их улучшить! Максимально облегчите возможность получения обратной связи с клиентом — это очень быстро приносит свои плоды.
Шаг 5. Начинайте продавать, кому еще не продавали. Создав новые услуги, которые пойдут вместе или параллельно с вашими товарами, вы откроете для себя новые ниши, которым нужны именно эти услуги. Сверх того что у вас уже есть сейчас. Наверняка есть группы потенциальных клиентов, которые еще не охвачены вашим влиянием. Их нужно просто найти или создать. Ведь очень много людей не покупает не потому, что им не нужен ваш товар или услуга, а только потому, что они не знают способов решения своих проблем с помощью именно вашего предложения. Они даже не представляют, как им повезет, когда вы к ним обратитесь…
Ищите там, где не продают ваши конкуренты. Если вы продаете фирмам, подумайте, как продавать людям и наоборот. Продаете мужчинам — придумайте, как продать женщинам и наоборот.
Шаг 6. Возобновите старые контакты. Соберите все накопленные визитки и записанные контакты перспективных знакомых. Позвоните им, узнайте, как они изменили свою деятельность во время кризиса. Как они развивают свой бизнес сейчас? Какие у них планы на будущее? Есть ли интересные и перспективные проекты, в которых можно поучаствовать? Чем вы им можете помочь, своими возможностями? Задав эти или подобные им вопросы, вы сделаете огромный и беззатратный шаг в развитии себя и своего дела.
Экспериментируйте постоянно, малозатратно и обязательно получая обратную связь. И тогда, вы выйдете из любого кризиса победителем, а не побежденным! Вот такие простые советы, которые работают во все времена и во всех бизнесах…
Игорь ХЛУДЕНЦОВ, бизнес-тренер
Обращались ли Вы к психологу?