Управлять конфликтами возможно!

 

Что такое конфликты каждый из нас знает не понаслышке. Ведь возникают они фактически ежедневно, начиная с самых юных лет. В глубоком детстве мы ругались со сверстниками за самое красивое ведерко и совочек в песочнице, с братом или сестрой — за любовь мамы с папой. В школьные годы – за хорошие оценки. Позднее – за интерес симпатичной особы противоположного пола. Продолжать этот список можно бесконечно. В жизни взрослого человека конфликтов великое множество. Поэтому о конфликтах можно говорить много и долго. Существует даже наука – конфликтология, которой классифицирует конфликты, объясняет плюсы и минусы этого явления, причины его возникновения и способы решения. О некоторых, самых интересных моментах конфликтологии, сегодня мы и поговорим.

 

В одном горном селении жил человек, известный тем, что он никогда ни с кем не спорил. И вот приехал к нему корреспондент, чтобы написать о нем в книге рекордов Гиннеса. И между ними состоялся такой разговор:
   — Скажите, а это правда, что Вы прожили 90 с лишним лет, и ни разу ни с кем не спорили?
   — Да, это правда.
   — Ну что, вообще ни с кем, ни с кем?
   — Вообще ни с кем, ни с кем!
   — И что, даже с собственной женой?
   — Даже с женой.
   — Даже со своими детьми?
   — Даже с детьми.
   — И что, за 90 лет ни единого разочка?
   — Ни разу.
   — Никогда-никогда? Ни с кем, ни с кем? — уже накаляясь, продолжал корреспондент.
   — Ну да, — спокойно отвечал старик.
   Корреспондент (краснея и раздражаясь):
   — Да не может этого быть, чтобы Вы за всю жизнь ни разу ни с кем не спорили!
   — Спорил, спорил, спорил… — примирительно ответил старик.

 

Старик даже в этой ситуации смог избежать конфликта. Кто из нас может похвастать, тем, что никогда и ни с кем не спорил? Думаю, никто! И это хорошо! Также хорошо как и смешные смс. 

 

Итак, конфликт (лат. сonflictus — столкновение) — это столкновение сторон, мнений, сил. Чаще всего мы воспринимаем конфликт как что-то негативное или даже страшное. «Не делай из мухи слона!» — часто говорят людям, которые из-за мелочи создают конфликтные ситуации. Нас учили этому с малых лет. Учили не ссориться, не перебивать, не спорить, не пререкаться. Ведь конфликт – это своего рода разрушающая сила. Он может сбросит
10f8
ь нас на несколько ступеней вниз по карьерной лестнице, пошатнуть хорошие отношения с людьми, да и просто испортить настроение. Но ведь порой бывает просто необходимо сделать того самого слона из мухи! Ведь конфликт – это далеко не всегда ссора! С его помощью можно подняться по той же карьерной лестнице, вывести на новый уровень понимания окружающих, создать новую ступень взаимоотношений.

Как же быть? Оказывается, можно и нужно научиться управлять конфликтами!

 

К.У. Томасом и Р.Х. Килменном были разработаны наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Согласно им, существуют 5 основных стилей поведения при конфликте: игнорирование, приспособление, компромисс, сотрудничество, конкуренция.

 

Каждый из нас чаще всего в конфликтных ситуациях осознанно или неосознанно использует один из этих стилей поведения. Поговорим о каждом из них отдельно.

 

1. Игнорирование (уклонение) – это уход от конфликтной ситуации, нежелание принимать решение здесь и сейчас. Вы можете использовать этот стиль, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, когда вы не хотите тратить силы на ее решение. Как вариант, вы можете попытаться изменить тему, выйти из комнаты или сделать что-нибудь такое, что устранит или отсрочит конфликт.

Плюсы: отсутствие локального конфликта здесь и сейчас; возможность сохранить отношения на прежнем уровне;

Минусы: отсутствие результата; отсутствие новых возможностей (развития, роста, приобретения лидерских качеств) 

Некоторые могут посчитать стиль уклонения «бегством» от проблем и от ответственности. В действительности уход или отсрочка могут быть вполне подходящей реакцией на конфликт.

 

2. Приспособление (соглашающийся стиль). Вы принимаете точку зрения  другого человека, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Вы можете использовать этот подход, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существен для вас.

Плюсы: востребованность в любом коллективе; возможность опереться на от
5a8
ношения, соратничество, командный дух.

Минусы: отсутствие прав на свое мнение, снижение авторитета; взваливание груза чужих проблем («свободные уши»).

Уступая, соглашаясь или жертвуя своими интересами в пользу другого человека, вы можете смягчить конфликт и восстановить гармонию. Этот стиль вы можете использовать для создания периода затишья, чтобы выиграть время. Чтобы потом можно было добиться окончательного желательного для вас решения.

 

3. Компромисс. В этом случае вы частично удовлетворяете свои желания и частично выполняете желания другого человека. Стиль компромисса наиболее эффективен в тех случаях, когда вы и другой человек хотите одного и того же, но взгляды на способы достижения цели разные. Например, находясь в отпуске вдвоем, вы хотите
5a8
провести его по-разному. Следовательно, вы вырабатываете некоторый компромисс, основанный на незначительных взаимных уступках. То есть, вы можете договориться следующим образом: «Хорошо, мы проведем часть отпуска в горах, а часть — на берегу моря».

Плюсы: взаимный учет пожеланий и интересов; частичное достижение положительного результата; возможность сохранения отношений.

Минусы: результат достигается не полностью.

Компромисс часто является удачным отступлением или даже последней возможностью прийти к какому-то решению.

 

4. Сотрудничество. Вы активно участвуете в разрешении конфликта и отстаиваете свои интересы, но стараетесь при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительной работы. Вы сначала «выкладываете на стол» нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем обсуждаете их. Если у вас есть время и решение проблемы имеет большое для вас значение, то это хороший способ поиска обоюдовыгодного результата.

Например, в выходной день муж хотел поехать на рыбалку, а жена настаивает на совместном походе по магазинам. В этом стиле поведения пара узнает желания друг друга и находит первопричины конфликта. Так, к примеру, жене просто не хватает внимания в течение рабочей недели, поэтому она хотела провести день в походе по магазинам со своим супругом. В итоге, одарив жену вниманием, муж спокойно отправляется на рыбалку. Конфликт исчерпан.

Плюсы: устранение причин породивших конфликт; приобретение совместного опыта решения проблем; постоянная возможность для развития, созидания;

Минусы: большие затраты ресурсов (энергии, времени, сил); требуются знания и навыки для проведения такой работы.

Сотрудничество является дружеским, мудрым подходом. Среди прочих стилей этот является самым трудным, однако позволяет выработать удовлетворяющее обе стороны решение в сложных конфликтных ситуациях.

 

5. Конкуренция (соперничество). Вы стараетесь в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других. Вынуждаете других людей принимать ваше решение. Для достижения цели вы используете свои волевые качества. И если ваша воля и авторитет достаточно сильны, то вам это удается.

Плюсы: постоянная нацеленность на победу; стойкость и закаленность к стрессовым ситуациям; утверждение своей власти и авторитета;

Минусы: возможны частые конфликты, борьба; отсутствие гибкости, дальновидности и лояльности в отношениях; нет возможности сохранять отношения; неэкономное расходование психических ресурсов;

Это может быть эффективным стилем в том случае, когда вы обладаете определенной властью и имеете возможность настаивать на своем мнении.

 

Важно понять, что каждый из этих стилей эффективен только в определенных условиях. Ни один из них не может быть выделен как самый лучший. Умение использовать различные стили поведения в соответствующих ситуациях – это уже огромный шаг в управлении конфликтами! Не стоит бояться конфликтов! За любым из них могут скрываться новые перспективы!

 

Наталья ПОВСТЯНАЯ

Учебно-психологический центр «Живое Слово»

Запись на курсы «Ораторское искусство» и «Управление конфликтами»: 788-86-15, 063-249-83-02