Как влиять на поведение ребенка

 

В прошлый раз мы обсуждали тему, какие гардины украсят дом счастливой семейной пары, а сегодня для вас новый материал для настоящих и будущих родителей. Однажды решила ложка накормить манную кашу мальчиком. Манная каша вредная была, кушать не хотела. В тарелке расползалась, в ложку не садилась, кушать мальчика не хотела. И решила тогда ложка смекалку позвать.

— А давай, — сказала ложка мальчику, — манную кашу обхитрим, скажем ей, что отныне ее дело отдыхать. Теперь не она тебя кушать будет, а ты ее?

Манная каша обрадовалась счастью ленивому и честно ничего не делала, а ложка-разумница только улыбалась, поглядывая, как малыш аппетитно манную кашу уплетает.

 

Метафоры и сказки – это вид символического языка, который в течение многих тысячелетий используется для влияния, развития и обучения. Притчи Старого и Нового Завета, священные тексты Каббалы, коаны Дзен-буддизма, литературные аллегории, поэтические образы и произведения сказочников – везде используется метафора, чтобы выразить определенную мысль в наиболее впечатляющей форме. Эту силу воздействия метафоры чувствуют все — родители, дедушки и бабушки, воспитатели, педагоги и терапевты. Увидев погрустневшее личико ребенка, они спешат утешить и обласкать его, рассказав какую-нибудь историю, с которой ребенок может интуитивно соотнести и себя.

 

Метафоры – это притчи, байки, воспоминания «к слову», присказки, пословицы, сказки, анекдоты и многое другое. «Мета» означает «через», а «форе» – «переносить». То есть метафора – это средство переноса. Метафора переносит смыслы, опыт и модели поведения в обход сознательному сопротивлению.

 

Почему так происходит?? Каким образом воздействует метафора или сказка? Как она работает? Очень просто. Когда ребенок слушает красивую сказку или смотрит, например, мультик, он совершенно естественно представляет себя на месте главного героя. Таким образом, он ассоциируется с ним, вместе с ним переживает все приключения, а также получает вместе с этим опыт и внушения, которые слышит герой. И это первый смысловой уровень – поведенческий (что делают герои в определенных ситуациях?).

 

Такая особенность восприятия позволяет использовать сказки не только для развлечения ребенка, но и для того чтобы научить его справляться с трудными ситуациями, научить его взаимодействовать с окружающим миром, а также освоить разные социальные роли. Ведь сказок много. Каждая сказка — это опыт, в который закладываются модели поведения в определенных условиях.

 

Следующий уровень воздействия сказки несет в себе моральные принципы, ценности: что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Это та часть сказки, которая неявно несет в себе понятия о добре и зле, о социальных и моральных нормах в обществе. Называется этот уровень — осознаваемый. Здесь происходит осознание возможностей и ценностей жизни. Это то, о чем явно не говорится, но подразумевается.

 

И третий смысловой уровень в сказках – неосознаваемый. Сказка задевает глубинные механизмы подсознания, сохранившие архаические элементы, часто непривычные для разума. Это бессознательный опыт всего человечества. Именно здесь может быть конфликт между индивидуальным пониманием того, как нужно жить, и глубинным опытом человечества.

 

Глубинный опыт, опирающийся на ритуалы, относится к уровню мифологического сознания. На этом уровне воздействуют волшебные сказки: «Гуси-лебеди», «Крошечка-Хаврошечка», «Колобок» и др. Для воздействия на этом уровне важно народные волшебные сказки оставлять в том виде, в котором они были изначально, не изменять элементы, не переделывать концовку сказки. В наше время это достаточно трудно, так как многие волшебные сказки были переписаны еще тогда, когда наши родители были детьми.

 

Если у Вас есть оригиналы волшебных народных сказок – это то, что нужно! И даже, если в этих сказках, по мнению взрослого, происходят страшные вещи, для передачи глубинного опыта это очень важно и ценно.

 

Старинный вариант Колобка отличается от современного

Коло — так в старину называли светило, солнышко (коловорот и т.д.). Да и название правильно читается «Колобог». То есть у бабки с дедкой напоследок появился ребеночек — солнечный бог. На окошко они его поставили «простыть», но не остудить, а выстоятся, дойти до кондиции. Что это значит в отношении ребенка? Правильно, опекая, вырастить его до совершеннолетия. Вот и вырос Колобог и отправился в путь дорогу — во взрослую жизнь. И повстречал первым зайца. А заяц — это наши страхи. Колобог своим страхам спел песенку и победил их. Он не убегал от них, а разговаривал с ними. Затем был волк — агрессия, эмоции; медведь — сила, эгрегор социума со своими законами. А вот последней была лисица — льстить мастерица. И это, конечно, медные трубы, звездная болезнь. Но не тут-то было, Колобог и лисоньке песенку спел и покатился дальше, к Солнцу.

 

С помощью сказки можно решить самые разнообразные детские проблемы: от трудностей в обучении и взаимоотношениях до вопросов здоровья ребенка, как на физическом, так и на психологическом уровне. Но в каждом случае свои комбинации, акценты, «посылы». В сказочном пространстве нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда, басня, баллада, песня и т. д.

 

Итак, что может сказка?

Диагностировать проблемы;

Корректировать устоявшиеся шаблоны поведения;

Влиять на поведение и мышление малыша;

Развивать опыт маленького человечка;

Искать и находить решение.

 

Сказки — это посредники между вашим внутренним миром и душой ребенка, средство передачи опыта и знаний «из уст в уста». Вспомните себя в детстве. Сказки – это волшебная страна для детей. Все дети любят погружаться в эту невероятно интересную и загадочную страну. Каждый ребенок узнает себя или примеряет на себя образ понравившегося героя.

 

Используя сказки в воспитании ребенка можно исправить негативные модели поведения и жизненные сценарии. Пока ребенок маленький, потому что до 11-12 лет у детей преобладает правополушарный тип мышления. А это значит, что он мыслит образами и символами, и нашей взрослой логикой, наставническим тоном и мудрыми словами тяжело достучаться в детское сердечко. Зато сказочные герои всегда готовы прийти на помощь, они подсказывают, сопереживают и понимают ребенка. А главное — малыш не боится и доверяет им.

 

Сказки являются эффективным методом воздействия на поведение малыша. Для ребенка сказка, история, метафора – естественный язык, на котором он говорит и понимает. Родители, рассказывая сказку, могут вкладывать в нее самое важное, что хотят донести до ребенка. Это мощнейший инструмент по управлению судьбой ребенка, пользуйтесь им! Его хватит для решения большинства возникающих задач и проблем.

 

Всегда рада вашим вопросам!

 

Мария КАМЕРГОРОДСКАЯ, практикующий психолог

www.bebibu.com