В прошлый раз родители обсуждали новый интим магазин, а сегодня поговорим о детях, которые уже подошли к школьному возрасту.
Все мы, взрослые, с ностальгией вспоминаем школьные годы. Как здорово было, не правда ли? Утром встал, позавтракал, пошел в школу. А там друзья, игры, приключения… До обеда посидел за партой (а есть еще и перемены), и свободен, как птица. Домашнее задание выполнить? Такие мелочи из наших воспоминаний исчезают. Мы забываем о школьных буднях, о страхе, что к доске вызовут, что сочинение не то списал, что одноклассники будут смеяться… Не хочется помнить то, что удовольствия и радости не приносило.
Усталость от школы
Через несколько десятков лет, наши дети тоже будут вспоминать школьные годы, как самые счастливые в своей жизни. Но это еще придет. А сейчас… А сейчас каждый школьный день начинается с дипломатических переговоров. Надо! Нужно! Все дети ходят в школу! Без этого нельзя! – твердят мамы и бабушки. Накажу! Отшлепаю! Поставлю в угол! – помогают им папы.
А толку? Ну не хочет он (она) ходить в школу и все тут! Заставлять? Не хочется душу ребенка калечить. Уговаривать? Не понимает. Пусть не ходит в школу? Неучем останется. Искать причину детской нелюбви к школе? Да где ж её искать-то!!!
Искать нужно в самом ребенке. Да, конечно, бывают трудные ситуации. Когда учитель, например, не на высоте, или особо трудный характер у вашего чада. Но это исключения. Причина чаще всего банальна. Но, тем не менее, очень серьезна.
В характере каждого из нас заложены механизмы приспособления к изменениям в окружающей среде. В идеальном случае эти механизмы должны еще где-то на уровнях подсознания находить верные решения и подсказывать их нам. Человек – существо социальное и инстинкты «притирания» к другим людям тоже заложены в нас. Но реальность бывает далека от идеала и иногда эти механизмы привыкания дают сбои. Вот тогда мы чувствуем дискомфорт и, конечно же, не хотим делать того, что неприятные чувства вызывает. В нашем примере – в школу ходить не желаем.
Причина же такой ситуации действительно может находиться на поверхности. Это усталость.
Но позвольте, от чего ему уставать? Не на работу ведь ходит! – кажется нам, взрослым. Есть от чего уставать, — отвечу я. В первую очередь от в
2798
нимания. Концентрация внимания – это энергия, а школьная программа требует постоянного напряжения внимания. Быть постоянно внимательным – это трудно даже для взрослых, а что говорить о детях! Кроме того все дети (и тут уж исключений нет) обладают повышенной в сравнении с взрослыми эмоциональностью. И нуждаются в проявлении её. Даже если ваш ребенок не выказывает внешних проявлений эмоций (спокойный ребенок, как мы говорим), то это не означает, что у него этих самых эмоций нет. Просто по какой-то причине он сдерживает их внутри. А эмоции – это тоже энергия. Энергии же может не хватать. И тогда внутренние механизмы приспособления, о которых мы говорили выше, отключаются. Они ведь тоже нуждаются в энергии, которой неоткуда взять.
Отдых от внимания
Попробуйте создать своему ребенку больше условий для отдыха. Измените режим дня: больше на воздухе – меньше за компьютером. Ложиться спать вовремя (но именно спать, а не просто в постель, чтобы мучиться бессонницей). Поменьше телевизора, особенно по вечерам. Побольше проявлений любви и поддержки со стороны родителей. И, конечно же, не показывайте ребенку, что все эти изменения вызваны его нежеланием ходить в школу. А то повышенная опека отключает механизмы приспособления точно так же, как и дефицит энергии. Если за меня будут думать и все делать, то зачем свои мозги напрягать?
Роман БОРСУК
Обращались ли Вы к психологу?