Современная социальная психология давно уже столкнулась с феноменом «одиночества в толпе» – одиночества среди людей, в крупном коллективе или большой организации. Как ни странно, но способствует этому развитие телекоммуникационных и компьютерных технологий. Так, среднестатистический офисный работник на протяжении рабочего дня проводит наедине с компьютером не менее 5-6 часов. Прибавим к этому телефонное общение, деловую переписку в корпоративных интрасетях и вечерний досуг перед телевизором или с компьютером (ICQ, Skype, компьютерные игры). В общей сумме время, проведенное наедине со средствами коммуникации может составлять не менее 8 часов в сутки. Это накладывает отпечаток на целостность личности и особенности ее поведения.
Феномен интернет-зависимости активно изучается зарубежными и отечественными специалистами. В числе симптомов данного зависимого поведения выделялись такие симптомы:
1. Зависимость от компьютера, то есть пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности).
2. «Информационная перегрузка», то есть частое использование различных электронных ресурсов с разнообразной и разноплановой информацией.
3. Привязанность к различным азартным Интернет-играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам.
4. Зависимость от «киберсекса», то есть посещение порнографических сайтов, обсуждения сексуальной тематики в чатах и форумах;
5. Зависимость от «кибер-отношений», свободное общение в чатах, форумах, групповые игры, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными.
Хотели бы вы узнать, как создается компьютерная графика и как этому можно обучиться. В этом вам поможет проект 3dmir.ru
Именно последний симптом в последнее время становится наиболее широко представленным в среде рядовых пользователей глобальной паутины, в связи с развитием так называемых социальных сетей как российского (Odnoklassniki.ru, Vkontakte.ru), так и украинского (Connect.ua) авторства. Время, проводимое в поиске, общении, виртуальном флирте и просмотре фото-видеоматериалов о жизни, работе и досуге старых и новых знакомых местами превышает время (и траффик!) выполнения профессиональных обязанностей и время общения с членами семьи.
Надо сказать, что само общение в подобном формате с трудом может претендовать на статус полноценной и эффективной коммуникации. Это скорее – квазиобщение, то есть мнимое общение, воображаемое, кажущееся. Так как если, например, человек систематически смотрит какую-либо телепередачу и у него создается иллюзия знакомства с ее ведущими.
Чем же так привлекают пользователей Internet социальные сети? Ответ на этот вопрос дают социально-психологические критерии удовлетворенности общением:
1. Потребность в стимуляции. Человек получает многообразные стимулы из окружающего его мира. Самыми значимыми являются стимулы, получаемые от других людей. Наиболее ярко это выражается у подростков, которые ориентируется на социально значимых и авторитетных для него сверстников и взрослых. Не стоит удивляться, если совершенно разные субъекты, не имеющие на первый взгляд ничего общего, успешно общаются друг с другом длительное время: они удовлетворяют потребность в стимуляции. Особенно важно и значимо внимание со стороны незнакомых людей, которые вдруг неожиданно проявляют интерес к вашей веб-страничке, предлагая перейти к виртуальным «дружеским» отношениям. Это само по себе существенно повышает самооценку пользователя.
2. Потребность в событиях. Людям недостаточно иметь только хорошие и устойчивые отношения друг с другом. Необходим социальный интерес, определенная динамика жизни, которая приносит новые впечатления. Восприятие человека все время нацелено на некоторые изменения, новые ситуации. Поэтому слишком статичные однообразные отношения между людьми со временем иссякают. Людям становится скучно друг с другом, и они стремятся прервать общение. Этим объясняется «чистка» контакт-листов. В то же время в соцсетях может происходить замена реальных событий – обсуждение других людей на основе слухов и сплетен. К тому же, здесь есть возможность создавать собственные события, подкрепляя фактаж аудио- и видеоматериалами. Большинство людей, принимающих активное участие в распространении подобной информации, как правило, имеют мало интересных событий в собственной жизни (основная масса пользователей социальных сетей – офисные работники среднего звена, без особых перспектив карьерного роста и с невысокой зарплатой или же студенты), что компенсируется неподдельным интересом к жизни других людей. Однако такое общение на самом деле не удовлетворяет потребность человека в событиях, а лишь заменяет ее на квазиуровне.
3. Потребность в узнавании удовлетворяется всякий раз, когда человек встречает знакомых людей. Люди обычно не осознают эту потребность, так как каждый день общаются с близкими или хорошо знакомыми людьми. Но при смене места жительства или в случае временного пребывания в чужом городе данная потребность четко проявляется. В такой ситуации у человека может развиться неуверенность в себе, растерянность и т.д. При узнавании происходит социальное подтверждение личности со стороны других людей, которое, в свою очередь, очень важно для самоидентификации. В подобных случаях социальные сети компенсируют недостаток в узнавании. Известны случаи, когда человек, резко сменивший место жительства или работу прибегал к многочасовому общению с бывшими земляками или коллегами в социальных ресурсах. Так что нельзя отрицать и позитивные психотерапевтические аспекты социальных сетей.
4. Потребности в достижениях и признании. Они связаны с чувством собственного достоинства человека, уважением и самоуважением. Именно эти потребности актуальны для пользователей социальных ресурсов, которые размещают на персональных страничках фото- и видеоматериалы, посвященные профессиональным успехам или личным достижениям (семья, дети, удачный отдых).
Исходя из вышеизложенного, социальные сети не могут быть однозначно оценены как позитивное или негативное явление. С одной стороны, соцсети дают возможность создания собственного комфортного «микромира», открывают доступ к собственной персоне неограниченному числу пользователей Интернета, расширению круга знакомств. С другой стороны, во время виртуального общения применяется минимум выразительных средств (взгляды, жесты, интонации и т.п.), что приводит к частым разочарованиям в ситуациях реальной встречи с виртуальным другом. К тому же, постепенно реальные отношения (в силу их сложности и неоднозначности) переводятся в виртуальную сферу. Как правило, из-за отсутствия желания и времени выстраивать коммуникацию в реальной жизни. Увы, но фраза «я сейчас бегу, даже номер не успеваю твой записать, найди меня ВКонтакте!» приобретает все большую актуальность в нашем информационном обществе…
Максим РЕУЦКИЙ
Обращались ли Вы к психологу?