«Слово» (именно с большой буквы) произнесенное или прочитанное – это то, что создает нашу реальность, управляет нами. Слово многозначно по воздействию и многомерно по своей сути. О тонкостях и особенностях его использования и пойдет речь – о многослойном речевом воздействии.
В обычной речи мы используем один-два смысловых слоя – то, о чем говорится напрямую и то, что подразумевается. Умение понимать второй слой часто называют «читать между строк». В гипнотической же речи можно использовать намного больше слоев, при определенной тренировке до 10-15.
Все дело в способе, которым наш мозг обрабатывает услышанную речь. Каждое Слово является частью опыта и имеет ассоциации с другими словами (опытом). Особенности звучания слов (выделения, акценты) и звуков влияют на смещение фокуса внимания и вызывают физиологическую реакцию на речь.
Также смотрите о том, какой магазин мебельной фурнитуры пользуется большой популярностью в интернете.
Реакция на слова зависит от текущего состояния, установки, от фокуса внимания. Произносимое Слово влияет, прежде всего, на физиологию человека и его состояние (установку), на фокус внимания, а потом уже на сознательный смысл сказанного сообщения. То есть и состояние, и фокус внимания может изменяться с каждым Словом!
Особенно важен контакт с говорящим. То, КАК произносится Слово и какой контакт с человеком установлен в ДАННЫЙ МОМЕНТ, может усилить воздействие Слова, менять его смысл или отрицать. Если считать каждое Слово шахматным ходом, представьте сколько может быть различных комбинаций этих ходов в простой фразе из 10-15 слов – вот столько же смыслов может нести эта фраза.
Кроме того, можно создать отсроченное воздействие, когда сообщение воспринимается не сразу, а с очередного раза прочтения или произнесения. Таким способом можно вкладывать последовательные внушения в текст. Некоторые используют такое «заражение» текстов как способ защиты от копирования и повторного прослушивания. Бессознательное успевает «услышать» все это сразу, найти множество других смыслов в сообщении. То есть в обычной речи есть «места» для таких вставок, но за счет несогласованности между собой эти отрывки сообщений не собираются в одно целое.
Если вспомнить, что воздействие Слова зависит от текущего контакта с человеком и его (достаточно управляемого) фокуса внимание, очевидно, что можно в ОДНОМ тексте передавать людям РАЗНЫЕ сообщения одновременно.
Как это делается?
«Слоем» сообщения мы будем считать одну цельную, законченную мысль. Эта мысль может выражаться в простой, не зашифрованной форме одним или несколькими простыми предложениями. Она может быть как произнесенной, так и подразумеваемой.
Какие же есть способы встраивания скрытых сообщений? Разберем несколько из них на примере русских народных сказок.
Первый и самый простой, очевидный слой – это сюжет: кто что делает, как развиваются события. Этот слой и захватывает сознательное внимание.
Второй – это образ главного Героя, его качества, характер. Человек ассоциируется с понравившимся героем (не обязательно положительным) и бессознательно перенимает его опыт. Таких героев может быть несколько.
Третий – ключевые моменты в жизни Героя, в т.ч. личностные изменения, инициации, характерные слова и фразы, сопровождающие его (Иванушка-«дурачок», «я от бабушки уйду…») и способы взаимодействия Героя с миром («накорми молодца, напои, потом спрашивай…»).
Четвертый и еще несколько (3-7 слоев) – это прямые и косвенные внушения прямо в тексте в виде пресубпозиций, маркирования, цитирования и прочих прелестей разговорного гипноза. Обычно именно эти слои попадаются специалистам при исследовании текстов.
Другой смысл
Использование семантических связей. Например, слово «настоящее» имеет связь со временем (настоящее=сейчас), реальностью (настоящее=существующее), ценностью (настоящее=важное, значимое) и еще что-то на чем-то стоит.
Другие слова также имеют свои связи-ассоциации. Таким образом, мы говорим про одно, а сами Слова своими ассоциациями говорят про другое – про то, в чем их ассоциации сходны между собой.
Пример (специально грубый, зато понятный): «царевич взял лук, стрелу, с силой натянул его и быстрым, точным движением направил ее в цель» — это про стрельбу из лука.
Теперь с ассоциациями: ЦАРЕВИЧ (мужчина) ВЗЯЛ (овладел) лук, стрелу, с СИЛОЙ (мужественно) натянул его и БЫСТРЫМ (сильным, мужественным), точным ДВИЖЕНИЕМ НАПРАВИЛ (это про секс) ее в ЦЕЛЬ (женщина).
Новый сюжет
В тексте в описании второстепенных событий и действий можно добавлять сюжетные элементы, на которые в первый раз никто не обратит внимания (так как общий сюжет и смысл еще не известен). С 3-4 раза на них начнут обращать внимание, потому что они ЕСТЬ, но ни с чем не сочетаются в дальнейшем. Человек задумывается, ЗАЧЕМ они нужны в тексте. Если таких «несуразностей» несколько, они неосознанно собираются вместе и воспринимаются как одно сообщение.
Например: «царевич взял лук, стрелу, ПОДУМАЛ О РОДИТЕЛЯХ, с силой натянул его и быстрым, точным движением направил ее в цель». В другом месте сказки: «каждое утро король просыпался, ПРИДУМЫВАЛ какой-нибудь ПОДАРОК, и только после этого шел завтракать». Выделенные части (их обычно несколько) как бы «подвисают». Это делает их похожими между собой в восприятии человека, и они связываются в одно сообщение.
Звуковые эффекты
Эмоциональное восприятие текста сильно зависит от произносимых звуков. Используя синонимы, один и тот же сюжет воспринимается как легкий, радостный или мрачный, гнетущий. Проговорите вслух (важно!) несколько раз фразу «зазванный ляжет жерновом на шее у звонаря». Как ощущения? А теперь то же самое: «кто позвал – тот и крайний».
Ну и, конечно, золотое сечение! Место в тексте, которое неосознанно воспринимается как кульминация, с особым трепетом. Там просто обязано быть внушение!
Пожалуй, хватит. В одной статье все и не перечислишь. К тому же некоторые вещи бесполезно читать, их надо СЛУШАТЬ.
Послесловие…
Если Вы попробуете такое повторить (как описано в примере), у Вас наверняка не получится. Невозможно с помощью только печатного текста научить этим пользоваться. Нужно «поставить» голос, обучить гипнозу, невербальному влиянию и много чего еще. Но самое главное – нужно научиться ЧУВСТВОВАТЬ Слово!
К счастью, по-настоящему этим пользоваться умеют единицы. Кроме того, степень воздействия зачастую слабее, чем прямая и даже косвенная речь. Такие тексты – это или заготовки (метафоры, сказки, трансовые индукции, заговоры, молитвы) или трансовые импровизации, в которых количество специально созданных слоев редко достигает десяти.
Максим ШУМАКОВ, тренер НЛП.
Днепропетровский центр НЛП.
Тел. 788-77-00
Обращались ли Вы к психологу?