На вопрос «Кем ты хочешь быть?» современные подростки редко отвечают космонавтом, трактористом или учительницей. Сегодня модно быть бизнесменом, политиком, банкиром, то есть руководителем. И это хорошо, что у молодежи есть высокие амбиции – это первый шаг к реальному достижению этих целей. Но в своей практике развития и кадрового роста людей в компаниях, я не раз сталкивалась с тем, что, приложив значительные усилия и достигнув руководящей должности, люди теряли к ней интерес и возвращались на роль исполнителя. Почему? По моему мнению, ответ на этот вопрос заслуживает отдельного обсуждения.
Итак, что же происходит с людьми, когда с позиции исполнителя они перебираются в кресло начальника. Начать нужно с того, как видится руководитель подчиненным. Босс отдает приказы, и все должны их выполнять, даже если сомневаются в их адекватности. В любой момент начальник может поинтересоваться, где ты находишься и чем занимаешься в рабочее время. Он (она) может иметь плохое настроение и разговаривать с тобой, мягко говоря, не очень уважительно, а тебе приходится терпеть. При этом руководитель сидит в большом кресле в отдельном кабинете, ездит на служебном автомобиле и может официально опаздывать на работу. И многое, многое другое, не говоря уже о том, что он гораздо больше зарабатывает.
Другие способы саморазвития смотрите здесь.
Естественно, хочется в корне изменить ситуацию, поменяв вышестоящую фигуру на свою собственную. И для некоторых путем титанических усилий и нескольких лет ожиданий этот миг наконец-то наступает. Что же получает вновь испеченный руководитель кроме вышеописанных «благ»? Привожу список «основных жалоб» участников тренинга «Основы практического управления» — руководителей с управленческим опытом до трёх лет.
1. Мои подчиненные ничего не понимают! Я им даю поручения, а они не делают, все время находят «отмазки».
2. Подчиненные говорят, что все поняли, но делают совсем не то, что я их просил.
3. Мне хронически не хватает время, меня постоянно дергают звонками и визитами. Всем от меня постоянно что-то надо.
4. Мне регулярно приходится задерживаться на работе, я перестал (-а) спать ночами, появились проблемы с близкими – они жалуются, что «для меня работа важнее, чем они».
5. Зарплата выросла «на…», а головная боль «в…». Передо мной постоянно возникает сотня неразрешимых задач. Не успеваю я решить одну, как появляется десяток новых.
И это далеко не полный перечень! Но уже из вышеперечисленного не сложно сделать вывод, что работа руководителя оказывается не настолько «веселой», как кажется на первый взгляд.
В чем же отличие руководителя от исполнителя? Главное принципиальное отличие руководителя, которое не бросается в глаза, но способно сломать многих, это ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Ответственность за подчиненных, за материальные ресурсы, но самое главное – это ответственность за результат. Причем, чем серьезнее и крупнее компания, тем конкретнее сформулированы показатели работы отдела, подразделения или филиала. И принимая на себя ответственность за управление подразделением, человек понимает, что ему платят и предоставляют другие блага за то, что он забирает часть проблем у вышестоящего руководителя по достижению нужных показателей (объем продаж, % брака выпускаемой продукции или своевременность сдачи отчетов в налоговую).
Это значит, что руководитель уже не может прийти к начальнику и сказать, я не выполнил поставленную цель потому, что мне мешало то-то или не хватало того-то. Именно поэтому он и руководитель, что решает, что нужно сделать и что предусмотреть, чтобы задача была выполнена, несмотря на все препятствия. При этом «отмазки» не принимаются! Главная работа руководителя как раз и заключается в решении проблем.
Естественно, что для решения этих ежедневных управленческих задач от человека в первую очередь требуются такие личные качества как целеустремленность, стрессоустойчивость, готовность работать в быстроменяющихся условиях. Ну и конечно, руководителю нужно обладать целым набором управленческих (менеджерских) навыков, которые позволят ему решать рабочие проблемы и достигать поставленные цели, а, следовательно, получать свои выгоды и бонусы. В первую очередь, это такие навыки, как управление подчиненными, рабочими процессами/проектами, личное и общее планирование и управление временем, навыки влияния на людей и переговоры.
Руководителям следующих ступеней понадобятся основы финансового менеджмента, навыки публичных выступлений, стратегический менеджмент и другие дисциплины. Естественно, каждое из этих направлений является отдельной наукой и требует длительного теоретического изучения. Но, как показывает жизнь, теорию менеджмента, зачастую, крайне тяжело переложить на реальную управленческую деятельность и добиться результатов. Да и времени на это просто нет – результат нужен на вчера. Поэтому Центр Бизнес Образования ARTS проводит краткие практические тренинги, которые позволяют участникам в очень сжатые сроки получить простые рабочие инструменты от практиков бизнеса, которые сами их использовали для достижения результатов в украинском бизнесе, и применить их для достижения своего успеха.
Оксана СЕМЕНОВА, руководитель Центра Бизнес Образования ARTS
Обращались ли Вы к психологу?