Движение к цели. Дорогу осилит идущий

 

В свободное время можно не только читать наш журнал, но также играть Маша и медведь — игра очень интересная. И все же для начала новая статья на тему успеха.

Все люди делятся на две категории – одни думают, как сделать, а другие — почему это невозможно. А что, если перефразировать эту мысль так: успеха добьется тот, кто умеет планировать, ставить четко определенные цели. В психологии бытует утверждение, что недостаточно цель продумать или оговорить. Ее нужно записать, смоделировать, взвесить все «за» и «против».

Однажды серьезным американским университетом было проведено исследование, в котором выяснялось, как студенты ставят цели. Оказалось, что 80% опрошенных их как-то оговаривают или продумывают, но не записывают. Еще 15% — что-то пишут, что-то обдумывают, а 5% — записывают определенным образом. Через 10 лет сравнили доход этих бывших студентов. Результаты показали, что те 5%, которые «записывали цели определённым образом» имеют доход больше, чем остальные 95% вместе взятые. В каком-то смысле эти 95% работали на эти 5%. Так в чем же все таки успех этих 5%? Прежде всего, они «замешивали» свою цель на позитиве, конструктивном мышлении «Я хочу!», «Я смогу!», «Я добьюсь!». Но даже при такой постановке вопроса слишком мало взять цель под контроль. Нужны конкретные действия, реальные сроки, умение определить конкретные помехи. В это случае важно учитывать доступ к ресурсам, без которых не обойтись:
— личная мотивация,
— коммуникативность,
— время,
— здоровье,
— деньги.


Идя вперед нужно все время оглядываться назад, взвешивать «Что я уже успел?», «Что хочу успеть?».
Если цель плохо определена, то ее очень трудно достигнуть. Поэтому давайте научимся формулировать так, чтоб добиваться желаемого быстро и эффективно. Для начала давайте договоримся – каждую цель будем записывать.
Итак, условия хорошо сформулированной цели.

 

1. Цель сформулирована утвердительно, позитивно.
Чем четче представить себе цель, с мельчайшии деталями, тем больше вероятность получения желаемого. Формулировка «Я хочу…».
— Хочу, чтобы было не тяжело.
— А чтобы как тогда было? Что будет, когда будет уже не тяжело? Как это будет называться? Отрицание «НЕ» в формулировке – ошибка.


2. Цель находится под собственным контролем. Только изменив себя и свое поведение, мы можем изменить окружающий мир. Что лично вы можете сделать, чтоб получить желаемое? Возьмите на себя ответственность за то, что хотите добиться. Даже если цель относится к другим людям, подумайте — какое ваше поведение приведет к желаемому результату? Формулировка: «Я хочу, чтобы я…»
Концентрируйте свое внимание на то, что вы способны сделать самостоятельно – от начала и до конца. И пусть в постановке цели присутствуют другие персонажи, вы можете сделать выбор, как действовать.
— Хочу, чтобы директор говорил тише.
— Что Вы сами можете сделать, как Вы себя можете повести, чтобы он заговорил тише? Если проблема или цель вне нашего влияния – мы никогда не получим результат. Подумайте, как бы вы могли достичь этой цели? Как бы вы узнали, что вы к ней приблизились? Согласуется ли это с тем, чего Вы хотите?

 

3. Цель должна быть конкретна.
То, что вы выбрали в качестве цели, должно иметь осязаемые границы и рамки, быть предметом материального мира. Это то, это можно попробовать, потрогать, услышать, увидеть, или описать.


Например: «Я хочу быть профессионалом». Что значит «быть профессионалом»?. Может, на самом деле под словом профессионал скрывается желание повышения по служебной лестнице или доплата к заработной плате? Что вы хотите на самом деле? Как Вы поймете, что достигли своей цели? Как узнаете, что движетесь в нужном направлении? Что Вы будете видеть/слышать/чувствовать в результате достижения цели? Найдите для себя ответы на эти вопросы.


4. Цель находится в нужном контексте.
Где, когда, с кем и к какому сроку вы хотите этого? Большие цели полезно разбивать на более маленькие и контролируемые, чтобы они не казались вам слишком далекими и невыполнимыми.


5. Цель сохраняет первоначальные побочные результаты.
Подумайте, как желаемый результат повлияет на Вас лично? Что Вы можете потерять или обрести? Каковы будут последствия при достижении цели не только для вас, но и для родных, коллег? И что будет, если Вы не достигнете цели? Ведь некоторые наши желания далеко не наши. Они могут быть отражением желаний наших близких и друзей, общества, в котором мы живем. Или просто престижем — желанием быть не хуже, чем кто-то.
— Хочу больше зарабатывать, но при этом буду меньше отдыхать.
— Как Вы можете увеличить свои доходы и при этом иметь возможность отдыхать?
— Хочу больше зарабатывать, но не могу себе этого позволить.
— Почему полезно, выгодно не позволять себе достигнуть этой цели?

 

6. Цель зависит от доступа к ресурсам.
Есть ли у Вас все ресурсы для достижения цели? Каких ресурсов не хватает? Каких навыков, знаний, средств, людей? Где и как Вы можете найти эти ресурсы? Если бы был человек, который имел бы доступ к этим ресурсам, то кто бы это мог быть?
Ресурсы:
— Личные (мотивация, здоровье, вероисповедание, вкус, знания, образование, воспитание…).
— Коммуникативные (общительность, дружелюбие).
— Время (единственный ресурс, который нельзя приумножить – только сэкономить).
— Материальные (деньги, недвижимость, мебель…).
— Информационные (доступ к литературе, Интернету…).


7. Ваши первые шаги для достижения цели.
Какие первые шаги Вы сделаете для достижения цели? Если бы Вы знали, то что могло бы явиться первыми шагами? Как Вы поймёте, что движетесь в правильном направлении?


8. Исследование возможных препятствий на пути к достижению цели.
Что мешает достичь цели? Какое может быть решение этой помехи? Если бы вы знали решение, то какое оно могло бы быть?


9. Экология.
Соблюдение правила безопасности и безвредности для себя и окружающих.


Итак, надеюсь, Вы уже готовы к тем переменам, которые произойдут в вашей жизни, когда вы начнете использовать эти правила. Достижений вам! Будьте аккуратны со своими желаниями – они могут осуществиться.


Владимир МАРЧЕНКОВ