С прошлых статей мы знаем как важно, в голосообразовании, дыхание. Сегодня мы узнаем, какую еще важную роль играет дыхание в постановке голоса. Из чего собственно состоит голос? Где он формируется?
Постановка голоса, упражнения для дыхания, тембр голоса
При формировании звука воздух попадает в резонаторы и, отражаясь в них, собственно, звук и создается. Здесь-то крайне важно правильное дыхание.
Резонатор — это полость, в которой происходит создание звука. Например, у гитары есть деревянный барабан. Когда играетструна, звук попадает туда, отражается, усиливается, и мы уже слышим звук таким, каким мы его привыкли слышать. В зависимости от полости изменяется и высота звука – чем шире полость, тем ниже звук: большая труба – низкий звук, узкая труба — высокий звук.
Вот так и в человеческом теле – полости разные, в зависимости от того, куда ваш звук попадет – он будет либо выше, либо ниже. В человеческом теле, на самом деле, резонирует все — мышцы, хрящи, руки, ноги, все кости. Они и изменяют звук, и помогают выдавать его таким, каким нам нужно.
Следовательно, для того, чтобы обогатить тембр голоса, увеличить его гибкость, а также контролировать качество звучания голоса, необходимо воспитывать отчетливые вибрационные ощущения в резонаторных зонах.
Поговорим об основных резонаторах в человеческом теле.
ГРУДНОЙ РЕЗОНАТОР
Для того чтобы воздух попал в грудную клетку вам не нужно напрягаться. Грудной голос – естественен и спокоен. На невербальном уровне – он устанавливает доверительную атмосферу. Если вы находитесь рядом с человеком, которому доверяете, с которым вам спокойно и уютно – вы будете автоматически говорить в грудном резонаторе. Или наоборот: когда вы в разговоре переходите на грудной резонатор, другой человек также начинает вам доверять.
Так же грудной голос – это еще и сексуальный голос. Этот резонатор ткжеиспользуют психологи и гипнотизеры — низкий такой голос, уходящий в живот. Причем, если, он еще будет достаточно монотонный, этим голосом вы можете вводить в транс, усыплять вашу аудиторию — так чтобы она не возражала, не было никаких вопросов, претензий и сопротивлений.
Когда вы будете чуть выше переносить в грудную клетку ваше звучание, тогда ваш голос будет чуть более энергичным. Это позволит при переговорах быстро снизить уровень напряженности, чтобы все расслабились. При этом, когда вы сами говорите в грудном резонаторе вы расслабляетесь и расслабляется человек, который вас слушает.
В этом резонаторе у вас будет вибрировать грудная клетка. И простейшее упражнение здесь: положить руку на грудь и говорить (а еще лучше петь) -таким образом, чтобы отчетливо чувствовались эти вибрации в груди.
Упражнение.
Исходное положение — стоя, руки опущены вдоль тела. Запрокиньте голову назад, откройте рот и немного вытянитесь вверх. Положение гортани — «на зевке». Одну руку положите на живот, другую — на грудь. Возьмите глубокое дыхание через рот и потяните звук «АААА». Попробуйте звук на разной высоте — в нижнем, среднем и высоком регистрах. При любой высоте в груди должна ощущаться вибрация. Если на какой-то ноте грудная клетка не вибрирует, значит, либо в гортани появился зажим и ушел «зевок», или дыхание стало поверхностным, прерывистым.
РОТОВОЙ РЕЗОНАОР
Этот резонатор позволяет контролировать аудиторию во время публичн
16a0
ых выступлений. Если грудной резонатор означает спокойствие, расслабленность, мягкость и доверие, то ротовой резонатор — это энергия, призыв к действию. Этот резонатор используют хорошие лекторы, политики, ведущие на тв и радио. Профессиональные ораторы также обращаются со сцены в ротовом резонаторе.
Когда вы говорите в ротовом резонаторе, люди невольно прислушиваться. Информация, выдаваемая в этом резонаторе, побуждает к действию. Это резонатор приказа. Вы говорите и словно даете четкие инструкции, которые не обсуждаются. Ротовой резонатор позволяет передать энергию. И плюс ко всему самому зарядиться энергией.
Упражнение.
Вы стоите прямо, и выдыхаете резкий, отрывистый звук «ХА», представляя, что у вас внизу на диафрагме – маленький человечек, который вместе со звуком подпрыгивает и ударяется в ваше небо. И на каждом выдохе следите за тем, как работает диафрагма, положив руку на живот. Убедитесь, что мышцы живота сокращаются, а диафрагма соответственно поднимается.
ЗУБНОЙ РЕЗОНАТОР
Его используют дети, когда хотят что-то попросить. Звучание вибраций в зубном резонаторе выражает просьбу, потребность в помощи – просите и вас услышат, на Вас откликнуться.
Нам это резонатор нужен, чтобы добавить своей речи полетности и звонкости. Когда вы будете говорить в зубном резонаторе, время от времени касаясь его в своих выступлениях – ваша речь будет слушаться интереснее, разнообразнее.
Упражнение.
Исходное положение — стоя. Спина прямая, плечи опущены. Наклоните голову, подбородком коснитесь груди. Возьмите глубокое дыхание и потяните звук «ИИИИИ». Медленно поднимайте голову и переводите ее назад, в запрокинутое состояние. Можете касаться одной рукой груди, а другой рукой — макушки головы. Ваша задача — почувствовать переход от одного резонатора к другому.
ОСТАЛЬНЫЕ РЕЗОНАТОРЫ
И последние – это носовой, гайморовыйи черепной резонаторы. Это резонаторы очень энергичные, резонаторы восторга, гнева, то есть высоких эмоций. Использование этих резонаторов обогатит вашу речь интонациями еще больше. Вас будет интересно слушать, даже если вы рассказываете скучные вещи. Но отдельно в речи они практически не используются. Они нужны как часть всего звукового объема. Также работа с носовым резонатором помогает избавиться от гнусавости речи.
Упражнение.
Запрокиньте голову назад и откройте рот. Одну руку положите на грудь, другую — на переносицу. Глубоко вдохните и, поднимая голову, потяните звук «ХАААМММ». Слог «ХАА»при этом произносите, когда голова еще запрокинута, а «МММ» — когда голова вернется в естественное положение. Почувствуйте переход вибрации от груди к переносице. Но обратите внимание, что звуковая вибрация не должна совсем уходить из груди. Она должна распределиться между грудным и головными резонатором.
Работа с резонаторами — достаточно трудоемкий процесс. В формате статьи сложно дать достаточно информации на эту тему. Лучше просмотреть специальные видео для наглядности или заниматься с тренером.
В следующий раз мы затронем тему артикуляции и дикции.
Марта МАКСИМЕНКО
Обращались ли Вы к психологу?