Выбрать будущую профессию

 

Время летит очень быстро и, возможно, уже скоро вашим детям нужно будет определиться «кем быть».  И случается так, что ответ получить непросто. Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям, чтобы они получили надежную, престижную, высокооплачиваемую профессию. Кроме того, у родителей есть определенные представления о характере и склонностях своих детей.  Многие считают, что выбор сферы деятельности целиком зависит от самого подростка, а кто-то стремится показать своему ребенку преимущества и недостатки той или иной профессии.

 

Очень важно, чтобы родители в этом случае часть ответственности возложили на детей. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор. Представления детей о мире профессий имеют неполный и отрывочный характер.

 

Часто их привлекают модные и популярные профессии (например, модель, актер, певица), даже если у них нет для этого необходимых данных. И в такой ситуации родителям может показаться, что наиболее правильный путь – самим решить, какая профессия будет для сына или дочери оптимальной.

 

Также читайте о том, какую литературу рекомендуют специалисты для детей — детские книги для девочек подростков, а также дневник, журналы.

 

В таком случае подростку будет казаться, что профессию он выбрал не сам и учиться он будет не для себя. Учебу будет воспринимать, как скучную, тягостную обязанность. И наоборот, самоощущение, что данную профессию подросток выбрал сам, будет значительно стимулировать его к продвижению по пути профессионального развития.

 

Но полная самостоятельность тоже затрудняет профессиональное самоопределение. Ведь жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистический характер. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут.  Находясь в ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке и совете.

 

Очень важно, чтобы  родитель мог выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает.  Большое впечатление может произвести общение со специалистами той профессии, которую подросток выбрал.

 

Ситуация выбора профессии в некотором смысле похожа на игру в рулетку: можно поставить на одно-единственное поле, но вероятность выигрыша в этом случае очень мала. А если сделать несколько ставок, то эта вероятность возрастает во много раз. Хорошо, если в ситуации выбора профессии у подростка имеется запасной вариант. Как правило, сами подростки об этом варианте не задумываются. Задача взрослых  – поставить перед ними вопрос: что они будут делать, если по каким-то причинам им не удастся реализовать намеченные планы? Наличие запасного варианта позволяет снизить напряжение в ситуации выбора профессии и тревогу подростка.

 

Обсудить с подростком пути его будущего можно по-разному. Огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами подростки этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности. Есть также случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа». С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Подросток как бы идет по инерции. Не пытается понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются.  Таким образом, если подросток выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет.

 

Некоторые люди всю жизнь остаются верными избранной профессии, другие пробуют себя в разных областях профессиональной деятельности. Ни тот, ни другой путь не является единственно правильным. Поэтому, чтобы избежать неверного выбора профессии следует разобраться в себе, в своих интересах, способностях, склонностях личностных качествах, предпочтениях. Интерес – это избирательная направленность личности на определенную сферу деятельности. А склонность – это потребность личности в определенной деятельности. Главным показателем выраженности ваших склонностей является стремление к систематическому занятию определенными видами деятельности, а также предпочтение определенных школьных предметов. 

 

Кроме того, следует обязательно выяснить  привлекательные и отрицательные стороны той или иной сферы деятельности, которую выбрал подросток, режим  и условия работы, возможности профессионального роста, престижность и перспективы роста. А сделать это нужно для того, чтобы соотнести свои возможности и знания с требованиями данной профессии. Разные виды деятельности требуют от человека различных качеств, которыми обладают не все люди в равной степени. Поэтому одна из основных задач при выборе профессии – это определение степени выраженности этих качеств у молодого человека. Для того чтобы понять в какой сфере деятельности юноша или девушка может добиться наибольшего успеха и удовлетворения своих амбиций. Правильный выбор поможет вам сделать специалист в области профессиональной ориентации. 

 

Елена ШЕВЯКОВА, специалист образовательного центра «EdHouse«